Выбрать страницу

Как большая и развитая страна, США обладают всеми видами транспорта и их сбалансированную систему. Абсолютные и относительные размеры транспортной инфраструктуры и подвижного состава очень велики. В перевозке грузов лидируют железнодожные (38%), автотранспорт (28%), внутренний водный (16%) и трубопроводы (18%), в перевозке пассажиров — автомобильный (82%) и авиационный (17%). Доля железных дорог, внутреннего водного и морского транспорта в пассажироперевозках, за исключением туристских круизов, сведена к минимуму. Одновременно возрастает роль авиации в перевозке грузов. Значительная часть морского флота США плавает под «дешевыми флагами».
Каркас железнодорожных и автомобильных путей составляет небольшое число широтных и меридиональных направлений, которые получили название «транспортных коридоров». Они связывают важные районы и метрополисы. Напряженнейшими является северо-восточный «коридор» (Вашингтон — Бостон) и «коридоры», которые соединяют Восточный мегалополис с Приозерьем. Четыре трансконтинентальные «коридора» берут начало в городах Миннеаполис — Сент-Пол, Омаха, Канзас-Сити и Новый Орлеан. Среди меридиональных «коридоров» выделяются направления Нью-Йорк — Флорида, Чикаго — Майами (Новый Орлеан и Сан-Антонио) и Лос-Анджелес — Сиэтл. Железные дороги, шоссе и трубопроводы связывают США с Канадой и Мексикой.
Среди внутренних водных путей наибольшее значение имеют система Миссисипи — Огайо, Великие озера и каналы. Береговые каналы соединяют устья рек и лагуны и дают возможность речным судам проходить вдоль побережья, не выходя в открытое море. Иллинойский канал соединяет озеро Мичиган с притоком Миссисипи рекой Иллинойс и создает выход в Мексиканский залив из Великих озер. Эри-канал (озеро Эри — приток Гудзона река Мохок) является путем из района Нью-Йорка в Великие озера. Его построили в 1825 г. и он играл важную роль в колонизации внутренних территорий, а также в истории и развитии Нью-Йорка. Современное его значение минимально. Очень напряженными по своему грузообороту является недавно построенные два канала. Первый из них соединяет реки Теннесси и Томбигби и дает выход в Мексиканский залив, второй перерезал полуостров Делмарва, намного сократив водный путь между Филадельфией и Балтимором.
В XIX в. важным было судоходство по Миссисипи — Огайо. В первой половине XX в. первенство перешло к Великим озерам. Однако речной транспорт, который в 20-е годы упал, восстановился на новой технической основе и сейчас почти 3/5 грузооборота внутренних водных путей приходится на бассейн Миссисипи. Значительными портами на Великих озерах есть Дулут — Сьюпириор, Чикаго — Индиана-Харбор, Толидо — Детройт, Буффало, а в бассейне Миссисипи — Питтсбург и Сент-Луис.
В результате роста городских образований характерным стало объединение когда-то отдельных самостоятельных портов в огромные портовые комплексы . Особенно отчетливо это сказалось на морских портах. Крупнейшими среди них являются портовые комплексы Нью-Йорк — Нью-Джерси в устье реки Гудзон, Филадельфии — Балтимора в устье реки Делавэр и Чесапикском заливе, Нового Орлеана — Батон-Ружа в устье Миссисипи, Хьюстон и его окружение на побережье Галф, а на Тихом океане — Лос-Анджелеса — Лонг-бича, Сан-Франциско — Окленда и Сиэтла — Такомы.
Важное значение для США имеют два водных пути, лежащие за их пределами. Глубоководный путь по г. Св. Лаврентия дает выход из Великих озер в Атлантический океан через территорию Канады. В 1970 г. Великие озера официально получили статус четвертого морского побережья США. Панамский канал на территории Панамы позволяет кратчайшим путем осуществлять морские перевозки из Атлантического на Тихоокеанское побережье США.