Выбрать страницу

Для менеджеров современных компаний в рыночных условиях функционирования неотложными по решению возникают вопросы создания не только успешного операционного менеджмента, направленного на обеспечение эффективности деятельности объекта хозяйствования, преодоления конкуренции, но и надлежащей организации труда, обеспечения соответствующих условий труда, и как результат — формирование позитивного восприятие организации реальными и потенциальными партнерами, клиентами, обществом в целом.

Отмечаем, что созданию позитивного имиджа способствовать именно корпоративная культура (социокультура, организационная культура, бизнес-культура), которая по своему содержанию представляет собой систему ценностей, правил и норм поведения в компании, и которую создают писаные и неписаные законы, обычаи и правила поведения сотрудников организации.

Данной тематике посвятили свои работы как зарубежные, так и отечественные ученые, в частности: Э. Шейн, К. Камерон, Р. Акофф, М. Альберт, Т. Патерсон, Е. М. Короткова, А. Н. Силина, А. Гришнова, И. Мажура, А. Воронкова, Д.Задихайло и другие.

Анализ сложившейся ситуации на отечественных предприятиях свидетельствует, что значительным недостатком организации и управления их деятельности, которые в большинстве направленные на обеспечение эффективности функционирования, повышения качества продукции, услуг или выполняемых работ является недостаточное внимание, формальный подход руководителей по формированию корпоративной культуры. Довольно часто руководители украинских предприятий понимают под корпоративной культурой лишь внешний вид сотрудников, общие развлекательные вечеринки и не осознают важности создания единого корпоративного духа, стиля поведения, самосознания в профессиональной деятельности сотрудников. А поэтому целесообразно изучать опыт иностранных компаний мира, их филиалов, функционирующих в условиях украинских рыночной экономики, где к решению вопросов по формированию корпоративной культуры, в большинстве, относятся профессионально, ответственно.

Заслуживает внимания корпоративная культура Японских компаний, представляет собой яркий пример того, как достичь высокого уровня технического и экономического прогресса, сохраняя при этом свою самобытность. Японцы провозглашают доминирование возможностей достижения высших целей компании, вместе с тем обещают сотрудникам обеспечения достойной справедливого вознаграждения за достигнутые результаты в будущем.

Американцы воспринимают корпоративную культуру на свой лад, и для них более важна коммерческая основа деятельности. Так, при условии, если владельцы компаний будут платить больше, тогда сотрудники и иметь желание оставаться в организации и лучше работать. Западной корпоративной культуре характерна динамика, индивидуализм и рационализм.

Немаловажно для компании правильно сформулировать миссию, соответственно и цель так, чтобы они были доступны в восприятии, понятны для каждого сотрудника, которые бы помогали сформулировать и реализовать личную, индивидуальную мини-цель работнику. Которые бы отражали сущность выполняемой ими работы, стремление к совершенствованию и удовлетворение потребностей не только первого, но и второго порядка. Так, формулировка миссии в виде лозунга принято называть слоганом. Наличие последнего повышает корпоративный дух организации, активность сотрудников, стремление к достижению поставленных целей. Например, имиджевый слоган кампании Mary Kay Cosmetics звучит довольно вдохновенно: «Предоставить женщинам неограниченные возможности».Компания Nike также не отстает от других по оригинальности своего имиджевого слогана: — «Познать чувство соревнования, победить и разгромить конкурента».

Кроме слогана существуют и другие атрибуты корпоративной культуры компании, такие как: корпоративная символика, организационные церемонии, фирменный стиль, логотипы, униформы и многие другие. Система ценностей, формирование имиджа компании с учетом внешних и внутренних составляющих, должна быть задокументирована и представлена в виде определенных норм, правил поведения, отражена в составленных кодексах по корпоративной этике или культуры и т.д. Однако существуют и неписаные законы поведения, которые в наибольшей степени и определяют сущность реальной, настоящей корпоративной культуры. Примером этого может быть негласный закон о том, что рабочий день заканчивается только после того, как пойдет руководитель, или, например, существование и реализация традиций относительно обязательного празднования годовщин основания компании.

Корпоративная культура состоит из множества элементов. Несмотря на то, что есть возможность выделить основные ее составляющие, создать определенный шаблон формирования корпоративной культуры невозможно. Каждая компания является уникальным созданием, и то, что помогло добиться успеха одной компании, не всегда полезно для другой.

Таким образом, составляющие культуры организации должны быть осознаны работниками и должны способствовать эффективности деятельности, процветанию как бизнес-компании в целом и каждого сотрудника в частности.