Выбрать страницу

На сегодняшний день большинство МП занимаются торгово-посреднической деятельностью, перепродажей товаров, произведенных государственными предприятиями или купленных за рубежом, переводят средства в теневую экономику с целью инее уплаты налогов. По данным МВД Украины, честно платят налоги государству лишь 10% коммерческих структур.
В развитых странах малому предпринимательству уделяется первостепенное внимание со стороны правительственных органов, частных структур, общественных организаций. Для них установлены благоприятные законодательные условия, соответствующая институциональная среда.
Как показывает опыт развитых стран, малый бизнес там успешно развивается тогда, когда он проводится под патронатом государства: используются бюджетные средства, политические рычаги, способные привлекать средства субъектов хозяйствования в малый бизнес.
Для сравнения целесообразно привести данные, характеризующие уровень развития малого предпринимательства в зарубежных странах. В США, Германии, Франции, Италии, Японии, Венгрии, Чехии на МП приходится до 60-95% общего количества предприятий, 40-60% валового национального продукта, более половины рабочих мест. В развитых странах мира через МП часто гораздо легче внедрять новейшие технологии в производственно-промышленном комплексе, аэрокосмических исследованиях, сельском хозяйстве, перерабатывающей промышленности и др..
В скандинавских странах основным донором финансовых инъекций в малое предпринимательство является государство. Правительства этих стран предоставляют субсидии и прямые займы начинающим в малом бизнесе. Перспективные и важные проекты на 50 — 75% могут финансироваться за счет государственных средств. Ирландия некоторым категориям предпринимателей в течение года выплачивает ежемесячное пособие в 50 фунтов стерлингов.
Приоритетными направлениями развития малого бизнеса в Великобритании является разработка специальных программ поддержки малого бизнеса:
1. Содействие созданию малых предприятий, которые начинают безработные;
2. Гарантии кредитов в малый бизнес из-за резервирования около 50 млн. ф. ст. ежегодно;
3. Создание самостоятельных региональных бюро, которые осуществляют финансовую поддержку малых предприятий на местном уровне;
4. Помощь молодежи в создании и развитии собственного дела;
5. Помощь местным властям в развитии малого бизнеса на местах;
6. Создание сети специализированных фондов, финансирующих малый бизнес.
В Италии развитая система государственной финансовой поддержки малого бизнеса через субсидирование и льготное кредитование деятельности отдельных направлений малого бизнеса и деятельности консорциумов и кооперативов, объединяющих малые предприятия. Размер субсидий таких объединений не превышает 300 млн. лир в год или 800 млн. лир в течение 3-х летнего периода. На реализацию новых проектов и модернизацию предприятий малого бизнеса выделяются льготные кредиты, по ставке почти вдвое ниже, чем рыночная.
Интересная форма негосударственной финансовой поддержки субъектов малого бизнеса имеет распространение в Испании. Там созданы общества взаимного гарантирования создаваемые за счет добровольных взносов предпринимателей. Цель таких обществ – предоставление гарантий банкам своих членов при получении кредитов. В случае недостатка собственных средств, правительство Испании оказывает обществам финансовую помощь. При накоплении обществом определенного капитала, оно может превратиться в общество взаимного финансирования, получает статус финансового учреждения и занимается прямым инвестированием предпринимательской деятельности.
В США поддержка малого бизнеса происходит главным образом через дотации, прямые гарантированные займы. Кроме того, на уровне штата реализуются программы поддержки малого бизнеса через привлечение негосударственных средств. В случае неплатежеспособности заемщика государство стопроцентно покрывает убытки. Гарантии государства уменьшают риск операций кредитно-финансовых учреждений, способствуют заинтересованности кредиторов малого бизнеса.
В Японии создана Национальная финансовая корпорация, осуществляет финансовую поддержку малых предприятий. Двухуровневая система гарантий кредитов — 52 префектурный негосударственные ассоциации кредитной гарантии и государственная корпорация по страхованию кредита — снижают риск не возврата кредитов. Государство берет на себя погашение почти всей суммы долга в случае неплатежеспособности предпринимателя. Система финансовой помощи построена на принципе обратной зависимости между размером фирмы и государственной помощи. То есть наибольшую поддержку со стороны государства получают малые предприятия и предприниматели.
Положительный опыт развитых стран по поддержке малого бизнеса необходимо использовать для развития отечественного малого предпринимательства. Повышение роли и значения МП в экономике Украины выдвинуло новые требования к формированию соответствующей рыночной инфраструктуры (финансово-кредитных институтов, бирж, инвестиционных фондов и компаний, торгово-посреднических, информационных, консультативных фирм и т.д..). Первые ростки могли бы быть в содействии государства созданию кредитных союзов — объединений предпринимателей, позволяющих малому бизнесу само финансироваться.
Финансово-кредитную и налоговую политику по поддержке МП следует реформировать. Существенную роль в финансовой поддержке малого бизнеса должен сыграть Украинский национальный фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции.