Выбрать страницу

Обострившийся транспортный кризис заставил вновь подумать о метрополитене в Москве. За этот период ее население достигло 1,62 млн. жителей. Город выкупил у бельгийского общества всю сеть конно-железных дорог и перевел на электрическую
тягу до 240 км пассажирских линий. Обострившаяся ситуация привела к тому, что инициатива в создании метрополитена перешла к городской думе. Она ассигновала в 1912 году Московской городской управе 50 тыс. руб. на составление эскизного проекта. Управа разработала «Основные положения проекта» и совместно с Управлением городских железных дорог наметила независимую от магистральных железных дорог подземную сеть со специальным подвижным составом облегченного типа (по примеру Парижского метрополитена). В 1915 году вышла брошюра инженера К.С. Мышенкова об электрической тяге на городских и пригородных железных дорогах, в которой он отстаивал самостоятельный тип подвижного состава для метрополитенов. Впоследствиитакой тип поездов был принят и на Московском метрополитене.
Перед первой мировой войной, когда населенность Москвы достигла двухмиллионной отметки, транспортный кризис резко обострился,в результате чего появилось несколько новых предложений по строительству метрополитена, инициированных Городской управой. В 1918 году Москва приобрела статус советской столицы, и об усовершенствовании ее устройства, в частности, метрополитена, стали думать на государственном уровне. В архитектурной мастерской при Моссовете, возглавляемой А.В. Щусевым и И.В. Жолтовским, были разработаны первые проекты перепланировки старой Москвы. В октябре 1918 года архитектор Б.В. Сакулин представил проект реконструкции города, в котором предусматривалось сооружение метрополитена с кольцевой линией, объединявшей все его вокзалы.
В 1930 году был полностью закончен первый официальный проект Московского метрополитена, разработанный управлением Московской трамвайной сети.
Толчком к развитию новой отрасли транспортного строительства, метростроению, послужили решения июньского Пленума ЦК ВКП(б) 1931 года. Ровно через месяц по решению Моссовета было создано оргбюро Метростроя и выделены средства на подготовительные работы.
Тогда же Совнарком назначил начальником и главным инженером строительства Мосметрополитена П.П. Ротерта — опытнейшего инженера Днепростроя.
Для успешного решения сложных технических вопросов проектирования и строительства был создан комитет научно-технического содействия Метрострою под председательством академика Г.М. Крыжановского. В него вошли известные ученые нашей страны — академики А.А.Скочинский, A.M. Терпигорев, И.М. Губкин; профессоры — С.Н. Розанов, А.Н. Пассек, Н.Н. Давиденков, М.В. Келдыш, В.Н. Николаи, П.М.
Цимбаревич. В том же 1931 году была заложена первая шахта на Русаковской улице и пройдены первые метры перегонного тоннеля между Сокольниками и Красносельской. Так было положено начало строительству отечественных метрополитенов.
В июне 1933 года на базе проектной группы техотдела Московского метростроя был создан проектный институт «Метропроект», который стал основой для создания проектно-изыскательского института «Метрогипротранс».

Официально строительство метрополитена было начато в 1932 году Первые линии Московского метрополитена имени В.И. Ленина общей протяженностью 11,6 км с 13 станциями и всем комплексом сооружений были построены за 3 года и сданы в эксплуатацию 15 мая 1935 года. Таких темпов сооружения метрополитена не знала мировая практика.
Дальнейшее строительство метрополитена в Москве ведется непрерывно, оно не прекращалось даже в годы Великой Отечественной войны 1941-1945.