Выбрать страницу
  1. Предложение носит концептуальный характер. Предлагаю изменить сам принцип взаимодействия: взаимоотношения между представителями бизнеса и таможни надо рассматривать как одну из составляющих общего процесса оказания государственных услуг населению. Пересечение государственной границы происходит по инициативе предпринимателей для ведения предпринимательской деятельности, а государство в лице таможни должно создавать наиболее благоприятные условия для этого процесса, одновременно решая задачи контроля и пополнения бюджета.
  2. Если сам принцип взаимодействия будет изменен, то к данным взаимоотношениям могут применяться уже совсем другие подходы, их можно рассматривать как бизнес-процесс оказания услуг государством.

Появляется возможность использовать различные механизмы улучшения качества оказываемых услуг уже известными способами, исходя из принципа «клиент всегда прав», но при условии соблюдения норм закона, которое контролируется таможней.

  1. Все приведенные мной ранее в предложениях примеры по Сингапуру и Нидерландам, а также содержание представленных вами презентаций показывают, что государства, заинтересованные в привлечении инвестиций и увеличения товарооборота, предпринимают активные усилия для создания благоприятной бизнес-среды для участников внешнеторгового оборота. Создаются комплексные системы, которые обеспечивают ускорение всех процессов с минимальным участием лица, желающего пересечь границу или перевезти груз. При этом таможенная служба является не «монстром», «замкнутой системой», «»государством в государстве», а только частью общего механизма организации для бизнеса государственной услуги по пересечению государственной границы.

В конце концов, если не будет бизнеса, то с чего будем собирать налоги в бюджет?

  1. Если концепция будет изменена и главной задачей таможни станет оказание государственных услуг в целях ускорения и облегчения бизнес-процессов, то появляется перечень основных условий, которые должны быть выполнены:

— прозрачность и ясный алгоритм взаимоотношений таможни и бизнеса;

— прозрачность внутренних процедур таможни и возможность их мониторить на всех стадиях со стороны заинтересованных лиц;

— минимизация требований к бизнесу в части предоставления документов и сведений;

— облегчение процесса уплаты таможенных платежей;

— техническая возможность объективно (и анонимно) оценивать результаты работы таможни в целом и отдельных должностных лиц таможни;

— введение в качестве основных критериев оценки деятельности таможни не сбор таможенных платежей, а результаты оценки их деятельности бизнес-сообществом.

— учет влияния на бизнес всех принимаемых решений по изменению условий внешнеэкономической деятельности.

Пути выполнения некоторых из этих условий я опишу в своих отдельных предложениях.