Выбрать страницу

Британский комитет по конкуренции определяет вход новичка как ситуацию,при которой образуется новое предприятие или новые производственные мощности в отрасли. Международная практика авиационных пассажирских перевозок позволяет говорить, что в качестве форм роста фирмы можно рассматривать франчайзинг, совместное использования кода, соглашения о блокировании мест, совместно обслуживаемый полет. 

 Эмпирическая проверка гипотезы о возможности преодолеть отраслевые барьеры входа посредством технологического и институционального роста фирмы, который обеспечивается различными формами экспансии фирмы, проводится с помощью модели бинарного выбора (Probit-модель) (4). 

 По классификации и определению ИКАО: франчайзинг — предоставление авиаперевозчикам привилегий или права использовать различные элементы обозначения его корпорации (к примеру, кодовое обозначение рейса, форма, рыночные символы) другой компании, т. е. юридическому лицу, которое получает привилегию предлагать на рынке или предоставлять услуги в виде воздушных перевозок, но, как правило, при условии соблюдения действующих стандартов и под контролем, обеспечивающим качество предоставляемых услуг согласно требованиям имеющей патент компании, т. е. юридического лица, предоставляющего эти привилегии.

 По классификации и определению ИКАО: совместное использование кода — использование кодового обозначения рейса одного авиаперевозчика при выполнении перевозки вторым авиаперевозчиком, перевозка которого, как правило, также определяется (или может действовать требование о таком определении) как перевозка, выполняемая вторым авиаперевозчиком.

 По классификации и определению ИКАО: соглашения о блокировании мест — авиаперевозчик закупает определенное количество пассажирских мест и/или часть грузового отсека для выполнения своих перевозок на воздушном судне другого перевозчика.

 По классификации и определению ИКАО: совместно обслуживаемый полет — полет, выполняемый с использованием кодовых обозначений двух перевозчиков, которые заключают между собой соглашение о разделении доходов/расходов.

 

               (4) P (Entry = 1) = F (.+ .Franch + .Block + .Joint + e),

 

 где Entrynf — вероятность преодоления отраслевых барьеров входа посредством технологического и институционального роста фирмы, обеспечивающегося различными формами экспансии фирмы;

 F — кумулятивная функция нормального распределения;

 Code — фиктивная переменная, принимающая значение «1», если фирма способна осуществить вход в отрасль посредством «совместного использования кода»; и «0» — в противном случае; 

 Franch — фиктивная переменная, принимающая значение «1», если фирма способна осуществить вход в отрасль посредством франчайзинга; и «0» — в противном случае; 

 Block — фиктивная переменная, принимающая значение «1», если фирма способна осуществить вход в отрасль посредством «соглашения о блокировании мест»; и «0» — в противном случае; 

 Joint — фиктивная переменная, принимающая значение «1», если фирма способна осуществить вход в отрасль посредством «совместно обслуживаемого полета»; и «0» — в противном случае. 

 

Результаты оценки с использованием уравнения (4) представлены в таблице 3.

 Таблица 3

Способы преодоления отраслевых барьеров входа в отрасль авиационных пассажирских перевозок России 

Эконометрический анализ показал, что франчайзинг и совместное обслуживание полета являются эффективными формами экспансии в отрасль авиационных пассажирских перевозок России. Причем франчайзинг как форму выхода на рынки используют и иностранные авиакомпании. 

 Так, британская авиакомпания British Mediterranean Airways осуществляла экспансию на российский рынок под торговой маркой авиакомпании British Airways, что вполне оправдано, ибо вход под торговой маркой крупной/укоренившейся фирмы позволяет преодолевать не только входные барьеры, но и минимизировать издержки, связанные с входом в отрасль. 

 Совместное обслуживание полета, с точки зрения экспертов авиаперевозок, также является эффективной формой экспансии в отрасль АПП. Так, например, прибыль крупнейшей авиакомпании Европы Air France — KLM Group в IV квартале 2006 года выросла в шесть раз благодаря выгодам от «совместного обслуживания полетов». 

 Российская практика также показывает выгоды от данной формы экспансии авиакомпаний на новые сегменты рынка АПП РФ. 

 Согласно результатам эконометрического анализа «совместное использование кода», а также «соглашение о блокировании мест» — в наименьшей степени способствуют преодолению барьеров входа на рынок АПП. Мы связываем это с тем, что использование этих институциональных форм, как правило, требует значительных финансовых затрат, а также сопряжено с достаточно высокими рисками для авиакомпаний.