Выбрать страницу

База данных и методика эмпирического

исследования

 

Основным источником информации для исследования уровня конкуренции

в АПП послужила нам база данных Федерального государственного унитарного

предприятии «Государственная корпорация по организации воздушного движения

в Российской Федерации». В работе использованы данные по тремстам пятидесяти

пяти компаниям-авиаперевозчикам РФ, вошедшим в отрасль в период

с 1991 по 2006 год. Кроме того, мы пользовались статистическими и отчетными

материалами Росавиации, Транспортной клиринговой палаты, Федерального

агентства воздушных сообщений РФ, Министерства транспорта РФ.

 

Данные из официальных источников мы дополнили результатами собственных

исследований. Нами было проведено анкетирование и интервьюирование

ста пятидесяти шести экспертов различных российских авиакомпаний. Опросный

лист анкеты состоял из шести блоков:

 

первый блок позволял оценить структуру исследуемой отрасли, параметры

и особенности оперирующих авиакомпаний;

во втором блоке мы предлагали респондентам проанализировать доступность

сегментов отрасли АПП с точки зрения возможности роста укоренившихся

в данном сегменте компаний и прихода новых игроков;

третий блок определял, существуют ли обстоятельства, препятствующие

входу потенциальных новичков в данную отрасль;

в четвертом блоке, детализирующем третий, экспертов просили разделить

выявленные барьеры на структурно-технологические и поведенческие;

пятый блок давал информацию о видах барьеров;

ответы экспертов на вопросы шестого блока позволяли протестировать

гипотезу о возможности преодолеть барьеры, выявленные в пятом блоке,

посредством различных институциональных форм роста компании.

В качестве таких форм респондентам предлагалось оценить «франчайзинг

», «совместное использования кода», «соглашения о блокировании

мест», «совместно обслуживаемый полет».

Таким образом, первая группа вопросов помогла нам проанализировать

структуру рынка авиационных пассажирских перевозок РФ и оперирующих

компаний; другая — определить наиболее значимые барьеры входа в отрасль;

и следующая группа выявила те формы роста компании, которые наиболее перспективны

для преодоления отмеченных выше барьеров.


О состязательности рынка авиаперевозок России 

  

Рынки пассажирских авиаперевозок Западной Европы и США зачастую

рассматриваются как пример состязательного (квазиконкурентного) рынка,

 концепция которого изложена в работах Баумоля, Панзара, Уиллига и Кейвза. 

В какой же степени характеристики состязательного рынка могут быть отнесены

к российскому рынку авиаперевозок? Согласно Баумолю: «Состязательный

рынок — это рынок, вход на который абсолютно свободный и выход абсолютно

бесплатный» [1, с. 116]. Это означает, что новичок не дискриминируется в плане

техники, качества продукта по сравнению с укоренившейся фирмой. Существенной

чертой состязательного рынка является также и то, что любое равновесие

здесь должно характеризоваться нулевой прибылью и в долгосрочном периоде

равновесные цены должны быть равны предельным затратам, что напоминает

рынок совершенной конкуренции. Рынок совершенной конкуренции — это

обязательно состязательный рынок, но не наоборот. Состязательность рынка не

зависит от отраслевой структуры. Эффект масштаба и эффект разнообразия

могут ограничивать число компаний, образующих небольшую группу

действующих фирм и занимающихся минимизацией затрат, но они не могут позволить

себе поднять цены выше предельных издержек, что обещало бы новичку

прибыль выше нормальной и создавало бы стимулы для входа.

 

Такая модель конкуренции подразумевает ряд условий, невыполнение которых

автоматически ставит под сомнение существование состязательного рынка.

Авторы концепции состязательных рынков считают, что эти условия таковы:

 

1) свободный доступ к технологиям для укоренившихся и новых фирм;

 

2) наличие реальной угрозы потенциальной конкуренции;

 

3) незначительные необратимые издержки входа;

 

4) реализация стратегии «ударить и убежать» для потенциальных конкурентов (войти на рынок, получить прибыль и покинуть рынок без существенных дополнительных затрат).