Выбрать страницу

На сегодня результатом развития рыночных отношений является то, что рынок стал сферой, где конкуренция занимает главную позицию. Ее признаки можно наблюдать повсюду: между товарами, услугами, торговыми марками, брендами, предприятиями и между их руководителями и работниками. Потому одной из составляющих эффективной деятельности предприятия, является существование культуры управления. Она в свою очередь влияет на выбор и реализацию стратегии предприятия, которая является механизмом формирования конкурентоспособности его деятельности.

При учреждении, предприятию необходим определенный уровень финансовых ресурсов, организационных и управленческих решений. Когда предприятие достигает определенного успеха в своей деятельности, то ему нужны совсем другие, чем раньше, способы управленческого влияния и контроля собственников.

В странах с развитой культурой управления выработались как отношения взаимодействия собственников и менеджеров, так и инструменты управления такой взаимодействием. А в Украине опыт взаимодействия собственников и менеджеров только развивается, поэтому принципы этого взаимодействия заключаются в теоретическом рассмотрении. Вопросам влияния культуры управления на деятельность предприятия занимались зарубежные и отечественные ученые, руководители и менеджеры предприятий. Но очень весомый вклад в этой области сделали ученые — исследователи Ш. Паффер и М. МакКарти. Они считают, что культура управления должна существовать на каждом предприятии, потому что это один из сильнейших организационных инструментов в его деятельности. Эти ученые подчеркивают, что надо внимательно относиться к поиску и внедрению выбранной модели управленческой культуры, при этом уделяя внимание типу факторов внешней среды и отраслевым особенностям.

При исследовании вопроса культуры управления существует много характеристик понятием «организационное управление» и «организационный менеджмент». Среди которых наиболее полностью отражают их сущность:

Организационное управление — это система, которая состоит из структур, правил и процедур и назначение которой состоит в обеспечении уверенности владельцев в том, что менеджеры действуют в соответствии с заданными владельцами стратегических направлений.

Организационный менеджмент — это механизм реализации стратегических направлений средствами стратегического и операционного управления при взаимодействии и под контролем корпоративной культуры управления.

В условиях жесткой конкуренции правила взаимодействия этих двух понятий представляет собой рациональное разделение функции, выражающейся в слаженной работе владельца и менеджера.

Таким образом, получается, что при реализации этих двух понятий в совокупном управленческом механизме, возникает следующее звено отношений «владелец-рабочий» — культура управления.

Культура управления — это система из следующих взаимосвязанных элементов:

система ценностей предприятия — миссия, цели и др..;

система внешних элементов, которая характеризует предприятие — правила поведения, символика, атрибутика;

система неформальных, эмоциональных взаимоотношений между предприятием, как структурой, и всеми его сотрудниками.

Состояние культуры управления на сегодня в Украине тяжелая, потому что она отсутствует почти на всех предприятиях. А там где есть хоть какие-то признаки общих ценностей и правил поведения, она существует только теоретически, а на практике же ни в чем не отражается. Не существует культура управления, потому что переход от командно-административной системы к рыночной системе управления привел к уменьшению ответственности работников. Также несовершенно развитые теоретические и практические меры по формированию и реализации культуры управления.

Реализация организационной культуры позволяет решить следующие основные задачи:

1) коммуникативная — все работники предприятия в рамках своих служебных обязанностей должны показывать единое видение предприятия и единые ценности, которые ей принадлежат. Заметим, что хорошо построенная, сильная, эмоционально насыщенная корпоративная культура — весомый элемент в формировании имиджа любого предприятия;

2) мотивационная — корпоративная культура и ее составляющие являются элементами нематериального стимулирования сотрудников фирмы.

После проведенного анализа можно сделать следующие выводы: общая культура управления предприятия и государства в целом находится на этапе развития. Также надо заметить, чтобы механизм формирования культуры управления реализовывался не только в планах, а стал практической системой формирования взаимоотношений между собственником и работниками, надо относиться к ней, как к одному из главных элементов управления. То есть общий механизм культуры управления имеет свои цели, направления существования, приоритеты и др.. Таким образом, каждый работник, независимо от должности и статуса, должен формировать культуру управления, так как она тесно связана с имиджем предприятия.

А главное, что правильно построенная система корпоративной культуры управления, дает возможность выбрать и реализовать эффективную стратегию предприятия. Выглядит это так: владелец и работники на определенном этапе развития предприятия вместе выбирают и реализуют стратегию организации. Так мы видим, что каждый работник является важным элементом в системе управления и не последнее место в ней занимает культура организации труда и управления этим процессом. А результатом этого для предприятия является конкурентоспособность на рынке.