Выбрать страницу

Руководитель клуба Нормунд Шталс не скрывает, что речь идет не о рождении новой идеи, а скорее о реанимации предложения, которое в свое время многим предпринимателям показалось путеводной звездой. Тогда, в 2009 году, на волне стремления вырвать Латвию из экономического застоя и прозябания родились предложения сделать все возможное, чтобы туристская отрасль стала составной частью экономики страны. А в качестве визитной карточки государства предлагалось создать экспортный поток лучших латвийских товаров под брендом «Рижская марка». В 2013 году уже можно сказать, что проект развития туризма Live Rīga себя оправдал. В этом году ожидается, что поток туристов достигнет рекордной цифры – полутора миллионов человек. А что же стало с «Рижской маркой»?

«Было много разговоров, разного рода презентаций, обещаний, рисовались самые радужные перспективы, – говорит Нормунд. – Помнится, что и тогдашний мэр Москвы Лужков обещал, что российская столица сможет принимать огромное количество латвийских продуктов, репутация которых у наших соседей всегда была высока. Но надо понимать, что налаженный экспортный поток – это серьезная программа, в которой участвуют не только поставщики, но и фирмы, принимающие товар, складской сервис, транспортные компании, холодильники, юридическая документация, приведение в соответствие наших сертификатов и зарубежных. Словом, идея сама по себе красивая, а вот для претворения ее в жизнь нужно было проделать много черновой работы. К сожалению, тогда за нее никто не взялся».

Действительно, энтузиазм наших производителей был велик. Обещанный спрос иногда перекрывал возможности самих производителей. Работать с Россией хотели хлебопекарные предприятия, молочные комбинаты, кондитерские фабрики, производители бальзама. Пробные забросы их продукции в Москву показали – латвийское качество по-прежнему высоко ценится россиянами. Но уже через год разговор о «Рижской марке» пошел в иных тонах. И преобладающим стал пессимизм. Экономист Ингуна Гулбе, руководитель Центра содействия сельхозрынку, так прямо и сказала: «Товарный знак «Рижская марка» – изначально хорошая идея, но сегодня воплотить ее в жизнь не представляется возможным. Прошло почти два года, а ничего так и не было сделано. У латвийских предпринимателей пропала вера в то, что там вообще что-то будет сделано и что-то может получиться». И вот снова презентация «Рижской марки». Это возрождение, реставрация или совсем новая идея продвижения латвийского товара за рубеж?