Выбрать страницу

Рассмотрим, насколько эти условия характерны для рынка авиаперевозок,

в том числе российского рынка.

 

Первое из четырех условий — свободный доступ к технологиям, которыми

владеют действующие фирмы, — является реально выполнимым на множестве

рынков, в том числе и на рынке пассажирских авиаперевозок. Под доступными

технологиями при наличии парка самолетов в первую очередь подразумеваются

услуги основных и гостевых аэропортов. В то же время в авиационной отрасли

встречается ситуация, когда аэропорт объединен в одно юридическое лицо

с местной авиакомпанией, что зачастую затрудняет открытие новых маршрутов

через этот аэропорт для других авиакомпаний.

 

Второе условие состязательного рынка реализуется на практике через незамедлительное

проникновение конкурентов на существующие маршруты компаний, как только существенно повышаются цены на авиаперевозки. Это объясняется

тем, что авиакомпании постоянно вынуждены искать приложение своих

капиталов в целях повышения рентабельности своего бизнеса.

 

Условие низких необратимых издержек входа выполнимо для рынка АПП

лишь с некоторыми оговорками. Необратимые затраты — это постоянные затраты,

возникающие вследствие осуществления невозвратных инвестиций. Состязательность

рынка предполагает, что необратимые издержки на проникновение

в отрасль должны быть низкими, несущественными. Баумоль рассматривал

рынок пассажирских авиаперевозок именно как рынок с незначительными необратимыми

издержками. И действительно, имея в наличии парк самолетов и

дискретное расписание авиаперевозок, компания на первый взгляд не несет дополнительных

издержек на освоение еще одного маршрута, используя тот же

парк самолетов. Более детальный анализ показывает, что при освоении новых

маршрутов возникают необратимые затраты на ведение переговоров о праве посадки

в том или ином аэропорту, взносы за стоянку самолетов, затраты на рекламу

и прочее, что носит характер необратимых затрат и занимает весьма существенный

удельный вес в издержках компаний.

 

Еще в меньшей степени на рынке авиационных пассажирских перевозок

выполняется условие относительной легкости входа новичка, использующего

стратегию «ударить и убежать». Предполагается, что потенциальный конкурент

может использовать любую — даже краткосрочную — возможность получения

прибыли, поскольку он может войти, получить прибыль, до того как цены изменятся,

и затем выйти из отрасли без всяких затрат. А укоренившиеся в отрасли

фирмы, опасаясь в любой момент такого вторжения конкурентов, будут держать

цены на уровне предельных затрат, и рынок, будучи даже высококонцентрированным,

в любом случае покажет «конкурентные результаты».

 

Третье и четвертое условия тесно связаны. Когда инвестиции обратимы,

фирме не надо беспокоиться о том, как долго она сможет пробыть в данном бизнесе,

так как она всегда сможет продать свои основные фонды по цене не ниже

их рыночной оценки. Но когда присутствуют необратимые затраты, срок жизни

основных фондов становится решающим фактором. Чем больше необратимые

затраты, тем более длительным является период функционирования в отрасли,

необходимый для возмещения затрат, тем менее успешна реализация стратегии

«ударить и убежать».

 

Чтобы доказать принадлежность рынка авиаперевозок к состязательным

рынкам, Баумоль приводил пример с чартерными рейсами. Чартерные маршруты,

в которых цены на билеты устанавливаются на основе заполнения самолета,

позволяют субъекту вторжения осуществлять свой бизнес, не затрачивая

значительные ресурсы. Укоренившиеся авиакомпании, осуществляя чартерные

рейсы, могут в своей ценовой политике не обращать внимания на появление

новичка, который оттягивает часть рынка. А новичок, реализуя свои интересы,

успевает осуществить авиарейсы до того момента, когда укоренившаяся компания

начинает менять тарифы, нацеленные на вытеснение конкурента. Однако необходимо заметить, что для коммерческого авиасервиса в целом характерна

относительно быстрая реакция действующих в нем фирм на новые ценовые

инициативы вторгающихся компаний.

 

Даже этот предварительный анализ четырех базовых теоретических положений

концепции квазиконкуренции позволяет усомниться, могут ли на рынке

АПП России выполняться необходимые условия состязательности.