Условия эксплуатации пассажирского автомобильного транспорта

Под условиями эксплуатации пассажирского автомобильного транспорта понимают комплекс маркетинговых, транспортных, природно-климатических и дорожных факторов, существенных для разработки и принятия управленческих решений при организации и управлении перевозками.
Маркетинговые факторы формируют величину и конкретную форму потребности в перевозках, особенности спроса на перевозки во времени и пространстве с учетом платежеспособности пассажиров. К маркетинговым факторам также относятся проявление конкуренции между различными перевозчиками на данном сегменте рынка перевозок и стремление перевозчиков к занятию доминирующего положения на этом рынке, тарифная политика перевозчиков, рекламное давление на рынок транспортных услуг.
Данные факторы относятся к управляемым, т.е. перевозчик в состоянии оказывать определенное воздействие на перечисленные факторы. Также действуют и внешние, не зависящие от перевозчика маркетинговые факторы: наличие на рынке естественных монополий, развитие коммуникативной инфраструктуры, делающее ненужными некоторые перевозки пассажиров (реализация принципа «транспорт без транспорта», когда исключается необходимость в совершении некоторых передвижений).
Транспортными факторами являются: дальность перевозок, определяющая вид сообщения по классу дальности; режим обслуживания по времени; организационно-производственные условия осуществления перевозок.

Дальность перевозок оказывает существенное влияние на организацию труда и отдыха водителей автомобилей.
Городские перевозки выполняются одним водителем. На протяженных междугородных и международных маршрутах, в туристских рейсах автобусные перевозки осуществляются звеном, состоящим из двух водителей. Эти водители должны получать полноценный ежесуточный отдых. В ряде случаев на таких маршрутах предусматривают смену водителей на различных участках маршрута.
Режим обслуживания по времени влияет помимо организации труда водителей и на организацию труда прочего линейного персонала. Так, на городских маршрутах начало и окончание работы приходится на «неудобные» часы суток, что приводит к необходимости организации доставки водителей в гараж рано утром и развоза водителей по домам поздно ночью. При круглосуточном режиме работы (такси, междугородные маршруты) предусматривается круглосуточный график работы диспетчеров, дежурных слесарей на линии и прочего персонала.
Организационно-производственные условия осуществления перевозок определяют ряд ограничений и специальных требований, вытекающих из условий межсменного хранения подвижного состава, организации его технического обслуживания и ремонта, обеспечения его горючим, порядка смены водителей на линии, применяемых форм диспетчерского управления перевозками и т.д.
Природно-климатические факторы определяются отнесением территорий, на которых осуществляются перевозки пассажиров, к зонам холодного, умеренного, жаркого и высокогорного климата. Данные климатические зоны различаются температурой и влажностью атмосферного воздуха, глубиной снежного покрова, запыленностью.
К зоне холодного климата относится большая по площади часть территории России (около 91 %), в которой проживает около 24 % жителей.

Шины для зимы

Для зоны холодного климата характерна очень низкая эпизодическая зимняя температура (—50 °С и ниже), низкая средняя температура самого холодного месяца (января) — около —20 °С, продолжительный зимний период, составляющий 200—280 дней в году, большая скорость ветра и глубокий снежный покров. Такие условия предъявляют повышенные требования к эксплуатируемым автомобилям, которые должны иметь отопительные установки, обеспечивающие работоспособность перевозчика при температуре наружного воздуха до —60 °С; двойное остекление и усиленную теплоизоляцию; шины; резиновые и пластмассовые детали из морозостойких резины и синтетических материалов; надежные системы запуска двигателей при низких температурах. Например, к российским условиям шины Mitas очень хорошо подходят. Такие автомобили выпускаются в северном исполнении (в обозначении отечественных автомобилей обычно добавляют букву «С»).
В зоне холодного климата эксплуатируется около 26 % автобусов общего пользования, 25 % легковых автомобилей-такси и 26 % легковых автомобилей.
К зоне умеренного климата относится наиболее населенная (около 76 % жителей) территория России площадью около 9 %. Граница между зонами холодного и умеренного климата проходит примерно по линии Беломорск—Сыктывкар—Серов-Тюмень—Омск.
В зоне умеренного климата эксплуатируется около 74 % автобусов общего пользования, 75 % легковых автомобилей-такси и 74% легковых автомобилей, т.е. основная часть автомобильного парка страны. Поэтому отечественные автомобили стандартного исполнения предназначены для эксплуатации именно в этой климатической зоне.
К зоне жаркого климата относится небольшая часть территории России — черноморское побережье. Для зоны жаркого климата характерны повышенная влажность и высокая средняя летняя температура воздуха. Эти факторы вызывают усиленную коррозию автомобилей, требуют применения термостойких резиновых и пластмассовых деталей, шин, улучшенной изоляции электрооборудования. Система охлаждения двигателей автомобилей, работающих в жарком климате, должна быть повышенной производительности. Автомобили, работающие в жарком климате, выпускаются в тропическом исполнении, имеют кондиционер или, по крайней мере, усиленную систему вентиляции.
К зоне высокогорного климата относится небольшая часть территории России — Кавказ. В зоне высокогорного климата дороги расположены на высоте более 2000 м над уровнем моря. В этих условиях резко падает мощность двигателя, хотя наличие крутых подъемов и спусков и извилистость горных серпантинов предъявляют повышенные требования к мощности силовой установки автомобиля, поэтому система питания специально настраивается на работу в горных условиях. Автобусы оборудуют тормозом-замедлителем (горным тормозом). 
Дорожными факторами являются: разрешенная нагрузка на ось и допустимая полная масса автомобиля; кривизна дорог в плане и профиле; ширина проезжей части и число полос для движения; наличие разметки проезжей части, разделителей направлений движения, развязок в разных уровнях; наличие железнодорожных переездов, мостов, путепроводов и иных инженерных сооружений; применение средств регулирования движения; наличие придорожных объектов транспортной инфраструктуры. Данные факторы определяют требования, в совокупности определяющие категорию дороги, и учитываются при ее строительстве и модернизации. Повышение категории дороги влечет за собой увеличение разрешенной скорости движения, ширины проезжей части и, значит, приводит к повышению пропускной способности дороги.
Дорожным фактором является также интенсивность дорожного движения, измеряемая в приведенных автомобилях в час по одной полосе (коэффициенты приведения физических автомобилей к условно-расчетным: легковой автомобиль — 1, автобус — 2, грузовой автомобиль — 3, автомобильный прицеп — 1,2). При высокой интенсивности движения скорость транспортного потока начинает замедляться, вплоть до появления так называемых дорожных пробок и паралича движения.
Дороги подразделяют на федеральные, субъектов федерации, местные и объектовые. Федеральные дороги находятся в ведении органов Федерального дорожного агентства, подведомственного Минтрансу России. Большинство этих дорог входят в систему европейских магистралей и имеют соответствующую индексацию. Дороги субъектов Российской Федерации находятся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Местные дороги находятся в ведении дорожных служб органов местного самоуправления (муниципальных служб). В частности, в большинстве случаев к муниципальным дорогам относятся улицы городов и других населенных пунктов (за исключением улиц, являющихся продолжением федеральных дорог и дорог субъектов Российской Федерации). Перечисленные дороги являются дорогами общего пользования и открыты для движения всех автомобилей.
Законодательством предусмотрена возможность сооружения платных автомобильных дорог, но при условии, что имеется параллельный альтернативный путь сообщения. Объектовые дорог находятся внутри территорий организаций и закрыты для постороннего транспорта.
Важное значение имеет стабильность и качество содержания дорог — уборка и ремонт проезжей части. Эти работы выполняются соответствующими дорожными службами. При движении по дорогам с дефектами проезжей части возрастает расход горючего примерно на 15 %, повышается износ ходовой части автомобилей. 

Мы будем рады и вашему мнению

Оставить отзыв