Выбрать страницу

Актуальность темы заключается в том, что в последние годы прошлого тысячелетия в системе управления предприятием знаменовались появлением терминов «интеллектуальный капитал» и «управление знаниями». Знания, умения и опыт работников предприятия сегодня не наиболее главным ресурсом.

Родоначальником термина «интеллектуальный капитал» является Томас А.Стюарт, который стал первым, кто исследовал природу интеллектуального капитала и получил мировую известность главного эксперта в этой области.

Т.Стюарт предложил следующее толкование термина: «Интеллектуальный капитал — интеллектуальный материал, который включает знания, опыт, информацию и интеллектуальную собственность и участник, принимающий участие в создании ценностей. Это коллективная энергия. Ее трудно обнаружить, и еще труднее ею управлять ».

В отечественной литературе встречается термин «менеджмент знаний», что является синонимом термина управления знаниями. Прежде всего, необходимо определить, что собой представляют знания. Знание — комбинация опыта, ценностей, информации и экспертных оценок, задают общие ориентиры для нового потока знаний.

Управление знаниями на предприятии — это систематический процесс идентификации, использования и передачи информации, знаний, которые работники могут создавать, совершенствовать и применять. Это процесс, который генерирует знания, накапливает их и использует в интересах получения конкурентных преимуществ.

Предприятие, вводя систему управления знаниями, ставит перед собой достижение следующих основных целей:

1. Создание и сохранение своих конкурентных преимуществ.

2. Преобразование предприятия в обучающей системе.

3. Максимально реализовать профессиональные и личные возможности работников предприятия.

Таким образом, управление знаниями создает условия, при которых обучение превращается в разновидность инвестиций, а профессиональный опыт работника становится активом предприятия. Система управления знаниями является основой для решения задач мотивации, удовлетворения существующих потребностей работника в получении нового опыта и интеллектуальной осведомленности.

При внедрении системы управления знаниями на предприятии необходимо:

1. Создать условия, которые будут побуждать к лучшему пониманию, осознанию изменениям, в случае необходимости принимать эффективные управленческие решения.

2. Поддержка инновациями, то есть введение системы знаний предполагает действия, как сбор, хранение и анализ существующих знаний и построения системы распределения зон ответственности: развитие знаний предприятия по приоритетным направлениям.

Управление знаниями на предприятии предусматривает обеспечение работников информацией, которая создана на основе цепи ценностей специальных процедур, которые создают цепь знаний. Первым, кто предложил термин «цепь знаний» является Портер, профессор Гарвардской школы бизнеса. Цепь знаний формирует четыре звена, которые определяют продолжительность функционирования предприятия. Звеньями цепи знаний являются: внутренняя осведомленность, внутренняя реакция, внешняя реакция и внешняя осведомленность. Эти четыре звена выступают факторами, обуславливающих способность предприятия к инновациям и успешным преобразованиям.

Система управления знаниями на предприятии

Система управления знаниями на предприятии не будет эффективной, если корпоративная культура не стимулирует работников к обмену идеями и опытом. Процесс внедрения системы управления предполагает изменение организационной культуры предприятия. Корпоративные лидеры должны быть открытыми для обмена информацией со своими сотрудниками.

Несмотря на различные дискуссии и видения, которые существуют в сфере управления знаниями, в настоящее время существуют три варианта практической реализации системы управления знаниями на предприятии: библиотека знаний, стратегическая осведомленность и организация, самостоятельно учится.

Для отечественных предприятий будет отвечать последний вариант. Этот выбор обусловлен тем, что предприятия в своей деятельности уже начали применять стратегические аспекты управления, а этот подход акцентирует внимание на способность предприятия к внедрению бизнес — стратегий. Он ориентирован на реформирование корпоративной культуры и изменений отношений и подходов предприятия к управлению знаний. Предприятия практикуют групповое обучение, в процессе которого участники обмениваются друг с другом своими неявными знаниями.

В общем виде управление знаниями включает функции, обеспечивающие персонал необходимыми знаниями и их применения, контроль над их использованием, а также организация хранения и распространения знаний на предприятии.

В практике менеджмента знаний можно использовать много методов, которые позволят кодифицировать знания, т.е. открыть на поверхность скрытые знания. К методам можно отнести дискуссии, метод «мозговой атаки», методы экспертно-аналитической и исследовательской деятельности. Увеличение открытых знаний, необходимых для принятия управленческих решений, только повышают их ценность с точки зрения оперативной реакции на непредвиденные ситуации.

При реализации системы управления знаниями на предприятии необходимо определить руководителя знаний. Руководство знаниями может принимать различные формы должностей и обязанностей, начиная с должности менеджера управления знаниями в высокооплачиваемого старшего руководителя и вице-президента компании.

Мы считаем, на предприятии целесообразно внести должность менеджера управления знаниями, в обязанности которого будут входить: определение возможностей пропаганды ценностей управления знаниями на предприятии, сбор и распространение информации о самых ценные знания сотрудников, разработка системы для оценки эффективности управления знаниями и т.д. .

Основным компонентом комплекса управления знаниями многие специалисты отводят информационным технологиям управления. Информационные технологии управления на предприятии — это системно организованная совокупность методов и приемов сбора, хранения, передачи, поиска, обработки и защиты информации и знаний на базе программного обеспечения и средств вычислительной и телекоммуникационной техники. Таким образом, с помощью технологий необходимо создать сервер на предприятии, который будет обеспечивать хранилище данных, аналогичное по содержанию, базы данных или документооборота на предприятии, будет включать: средства безопасности, которые будут доступны только авторизованным сотрудникам, поддержка различных условий поиска, например , автору, теме документа, контроль версий, что позволит отражать и отслеживать изменения в документах, индексирование, обеспечит возможность создания электронного каталога документов для занесения их в библиотеку.

Подытоживая вышеизложенное, можно утверждать, что управление знаниями на предприятии — не автономная, не самостоятельная активность, а неотъемлемая часть менеджмента любого предприятия. Это связь между работниками предприятия, знают необходимые «рецепты», компетенции и опыт. Руководитель предприятия должен больше знать о знании своих работников для того, чтобы быть уверенными в правильности реакций на изменения внешней среды, а также для сохранения конкурентоспособности предприятия. Управление знаниями на предприятии в будущем побуждать к новым правилам стратегической конкуренции.