Выбрать страницу

Предпринимательская деятельность, в рамках которой потери имеют место, но они меньше ожидаемая прибыль — это зона допустимого риска. Это более реальный и более распространенный вариант, который можно создать, опираясь на опыт, полученный результат или существующую практику. Но деятельность, в результате которой убытки превышают величину ожидаемой прибыли, являются, соответственно, зоны критического и катастрофического риска. Следует отметить, что последние два типа, требуют особенно взвешенных аналитических и методологических соображений и практических внедрений.
Управление предпринимательскими рисками (риск-менеджмент) — это управление предприятием в целом или отдельными его подразделениями с учетом факто ров риска (т.е. случайных событий, влияющих на предприятие) на основе особой процедуры их проявления и оценки, а также выбора и использования эффекты в них методов нейтрализации этих событий.

Основу методики управления предпринимательскими рисками составляет разработка и реализация следующих документов: Декларации по управлению рисками и Программы управления рисками.
Декларация по риск — менеджменту выражает видение компании по управлению риском. В ней определяют разграничение полномочий между различными структурными единицами, отмечают ответственных лиц за определенные аспекты управления риском. Наличие четкой Декларации предоставляет компании преимущества: фокусировка внимания руководства на вопросах управления рисками, возложение обязанностей по управлению рисками на вполне конкретные должности во избежание безответственности рабочих компании, содействие обсуждению вопросов управления рисками во всех подразделениях компании в ходе контактов риск-менеджера их сотрудниками.
Важнейшим документом в сфере риск — менеджмента является Программа управления рисками. Она состоит из следующих основных элементов: резюме для высшего руководства, описание бизнеса компании, стратегические и тактические цели компании, факторы риска компании, оценка риска (последствия и вероятность), карта рисков, методы воздействия на риски, экономическая эффективность управления рисками, приложения.
Конечно, как и любой процесс, управление предпринимательскими рисками осуществляется по определенным этапам. В наиболее общем виде этапы управления рисками таковы:
— Установление контекста риска;
— Исследование факторов, влияющих на уровень рисков предприятия;
— Оценка возможных финансовых потерь при наступлении рискового события;
— Принятие соответствующего управленческого решения по уменьшению или преодоления негативных последствий отдельных видов рисков;
— Оценка экономической эффективности управления рисками.
Установка контекста риска предполагает определение стратегических и тактических целей предприятия, выяснения величины убытков за предыдущий год.
Принятие соответствующего управленческого решения по уменьшению или преодоления негативных последствий отдельных видов рисков применяется как конкретный способ воздействия на риски предприятия.
Этап оценки экономической эффективности управления рисками включает определение затрат и выгод от применения предложенных методов управления рисками.
На практике существует множество методов, которые помогают получить характеристику отдельных рисков. Поэтому целесообразно использовать комплекс методов, чтобы решить поставленную задачу. Специалистами в области риск — менеджмента рекомендуются следующие методы выявления рисков: рабочие семинары и интервью, анкетирование, графическое изображение процессов создания стоимости (включая определение и изображение бизнес-процессов и цепочек создания стоимости, а также внешних и внутренних факторов, влияющих на них ), SWOT-анализ, сравнение с другими организациями, обсуждение с руководством.
Ответственность за риск-менеджмент должен принять непосредственно сам руководитель предприятия или кто-то из его заместителей. На крупных предприятиях существенным является введение специальной должности риск-менеджера или специального подразделения по риск — менеджменту. их руководство также более подвержено привлечения внешних экспертов. Руководители малых предприятий не часто обращаются к внешним консультантам, так привлекательными методами выявления рисков для них является анкетирование. На средних и крупных предприятиях возможно применение всего вышеприведенного комплекса методов выявления рисков.
Процесс управления риском призван обеспечить соответствующий механизм решения проблемы риска, то есть уменьшение потерь, которые имели место до внедрения системы управления рисками. Определение предпринимательского риска дает возможность использовать на практике удобный формат для их формулировки. Порядок выявления и описания предпринимательских рисков, разработан с учетом требований основных стандартов риск — менеджмента и уровня квалификационной подготовки специалистов, содержит все необходимое для использования предпринимателями.
Таким образом, в основу управления риском возложена целенаправленный поиск и организация работы по снижению риска, получение и увеличение отдачи в нестабильной хозяйственной ситуации. Современному этапу развития экономики характерны динамичность и противоречивость рыночных преобразований, изменения экономической ситуации, усиление или ослабление конкурентной борьбы или спады деловой активности и ряд других факторов неопределенности. В этих условиях без учета фактору риска в предпринимательской деятельности обойтись просто невозможно. Успех предприятий зависит от того, насколько правильно они будут ориентироваться в таких сложных обстоятельствах, как точно смогут предусмотреть и учесть появление негативных факторов, ведущих к потерям. При этом задача предприятия заключается не в уходе риска вообще, а в предвидении и возведении его негативных последствий до минимального уровня.