Выбрать страницу

Отличительной характеристикой функционирования предприятия в современных условиях развития выступает всеобъемлющее нарастание нестабильности и определяет возникновение и дальнейшее развитие кризисных ситуаций.
Исходя из этого, любое управление организацией должно быть антикризисным, то есть построенным на учете риска и опасности кризисных ситуаций.
Специалисты в области управления чаще выделяют следующие виды антикризисного управления:
1. предкризисное управления (своевременное выявление и решение проблем с целью предупреждения кризиса);
2. управление в условиях кризиса (стабилизация неустойчивых состояний и сохранения управляемости системы);
3. управление процессами выхода из кризиса (минимизация потерь при выводе предприятия из состояния кризиса).
Таким образом, основная цель антикризисного управления состоит в обеспечении надлежащих результатов — по плану или по ситуации.
Успешность осуществления процессов преодоления кризиса организации, зависит от ряда факторов. Прежде всего, кризис следует рассматривать как явление необходимое, определенный момент отсчета в функционировании организации, импульс для ускорения дальнейшего развития, обеспечит конкурентоспособности организации путем осуществления изменений в соответствии современным требованиям.
Учитывая подход, согласно которому любое управление должно быть антикризисным, следует дифференцировать антикризисное управление, в зависимости от наличия или отсутствия признаков кризиса, на активное и пассивное.
Если в результате проведения систематического мониторинга внешней и внутренней среды предприятия не выявлено негативных явлений или их рост, антикризисное управление имеет характер «пассивного». В этом случае внимание концентрируется на заблаговременной разработке антикризисных мер, совершенствовании системы управления, формирование кадрового потенциала для работы в кризисных ситуациях, накоплении ресурсов и т.п., то есть предприятие готовится к возможным трудностям в будущем.
В основу «активного» антикризисного управления возложено быструю реакцию на изменение внешней и внутренней среды на основе заранее разработанной схемы оздоровительных мероприятий, наиболее целесообразных для применения в конкретной ситуации, или разработки новых — соответственно кризисе возникла.
Внедрение системы антикризисного управления в значительной степени определяется фактором времени: моментом, когда предприятие начало эту работу и продолжительностью самой разработки антикризисных мер.
Обязательной составляющей успеха является выделение данной сфере управления в определенную, относительно самостоятельную систему, которая существенно отличалась бы от простого набора определенных планов и процедур, действующих время от времени.
Антикризисное управление предприятием должно активизироваться с момента начала существования самого предприятия . Это означает с момента выбора миссии предприятия, выработки концепции и цели его деятельности, формирования и поддержания на достаточном уровне стратегического потенциала предприятия, которое способно обеспечивать в течение длительного периода его конкурентное преимущество, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
При этом следует учитывать стечение неблагоприятных обстоятельств, которое играет в наступлении кризиса важную роль. Поэтому в антикризисном управлении следует отслеживать (в процессе мониторинга) все проблемные участки и ситуации в работе (так называемые «узкие места»), где возможны проблемы, вовремя заметить значительные отклонения от штатной ситуации. Нужно взять за правило в стратегических планах преодолевать возникновения самой возможности совпадения кризисных факторов в потенциально опасных зонах производственного процесса.