Выбрать страницу

Проблема повышения уровня международной конкурентоспособности отечественных предприятий в условиях выхода на зарубежные рынки связана с разработкой системы управления международной конкурентоспособностью.
Основной целью управления международной конкурентоспособностью предприятия является обеспечение устойчивого функционирования предприятия при любых экономических, политических, социальных условий на внешнем рынке.
Управление международной конкурентоспособностью предприятия включает следующие этапы:

1. Мониторинг конкурентной среды международного рынка.

2. Оценка конкурентоспособности предприятия, его продукции и основных конкурентов на внешнем рынке, что заключается в определении основных ключевых факторов успеха предприятия, конкурентных преимуществ, которые обеспечат ему успешное функционирование, обеспечат долгосрочное опережение конкурентов на внешнем рынке.

3. Определение миссии деятельности предприятия и стратегии управления международной конкурентоспособностью предприятия для осознания причин функционирования предприятия и их направлений.

4. Реализация стратегии управления международной конкурентоспособностью предприятия заключается в решении, какими средствами предприятие будет достигать поставленных целей. Сам процесс реализации стратегии управления международной конкурентоспособности предприятия, включает: определение текущих задач, выполнение запланированных действий и создание, поддержание и развитие рыночных факторов успеха, ключевых компетенций и конкурентных преимуществ.

5. Оценка и контроль реализации определенной стратегии управления конкурентоспособностью предприятия на внешнем рынке. На данном этапе предприятие отслеживает, полученные результаты деятельности, и сравнивает с поставленными конкурентными стратегическими целями. Также предприятие определяет основные отклонения и разрабатывает корректирующие действия.

Говоря о необходимости управления международной конкурентоспособностью предприятия, следует определить основные факторы, влияющие на этот процесс:
— Характеристика государственной политики международных стран в области регулирования конкуренции (антимонопольная политика, регулирование экспорта и импорта продукции, патентно-лицензионная политика, стандартизация продукции);
— Возможность появления новых конкурентов (уровень «входного барьера» в отрасль);
— Влияние потребителей продукции и поставщиков на интенсивность конкуренции и другие факторы.

Для отечественных предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, вопросы управления международной конкурентоспособностью предприятия встает остро. Для решения этой главной задачи необходимо учитывать основные факторы, влияющие на деятельность предприятия в международном пространстве, следует решать ряд проблем, связанных с производством продукции (внедрение новой техники, технологии, новых форм организации производства), внедрять средства повышения качества продукции; исследовать потребности рынка на продукцию; вести добросовестную координацию различных сфер деятельности с целью налаживания системы управления предприятием, а также формировать научно-техническую политику и стратегии предприятия, которые позволят успешно действовать на внешнем рынке.