Выбрать страницу

На сегодняшнем этапе развития теоретическое обобщение и новое решение научной проблемы, заключающейся в определении роли и места ситуационного менеджмента в системе предприятия с целью адаптации его к условиям хозяйствования российских предприятий, целесообразно.
Обобщение точек зрения зарубежных и отечественных авторов на современный менеджмент показало, что заостряя внимание на характере связей предприятия с многочисленными факторами внешней и внутренней среды, ситуационный подход сегодня продолжением и развитием системного подхода, передовым подходом в управленческом мышлении. Возвращение к ситуационному подходу при организации деятельности украинских предприятий, выработке ими организационно-экономического механизма адаптации к рыночным условиям, позволит успешно и результативно справиться с имеющимися хозяйственными и экономическими проблемами и достичь конкурентных преимуществ на национальном и мировом рынках.
На основе концептуального обобщения и систематизации теоретических и методологических аспектов ситуационного подхода в управлении, обосновывается определение категории «ситуационный менеджмент«, раскрывающее суть организации деятельности предприятия в условиях значительного влияния факторов внутренней и внешней среды.
При управлении на основе ситуационного подхода используется методологический аппарат. Определено, что его основу составляет развитый математический аппарат, который получен благодаря развитию других функциональных сфер, так и произведенный в рамках моделирования процессов в менеджменте. Основными в современном менеджменте являются методы ситуационного анализа, имитационные экономико-математические и статистические модели.
Необходимость улучшения использования таких ключевых факторов успеха как издержки, качество продукции, инновационность, в условиях глобальной конкуренции требует от менеджеров различных звеньев управления повышения гибкости в принятии организационных решений и адаптивной способности. В этих условиях методология ситуационного менеджмента позволит быстро и рационально справиться с целым рядом проблемных ситуаций.
Целесообразно внедрение методики ситуационного анализа предприятия, основой которой является структурно-логическая схема проведения диагностики проблемной ситуации, а алгоритм включает предварительный анализ ситуации и составление плана аналитической работы; выбора методов анализа и создания информационной базы для исследования; процесса диагностики ситуации с использованием различных методов анализа; систематизации информации о ситуации и обобщение результатов; оценки результативности ситуации и подготовки отчета. Декомпозиция процесса диагностики ситуаций позволит выявить слабые места в управлении деятельностью при осуществлении структурных преобразований для создания результативной и адекватной рыночно ориентированной системы на предприятиях.

Необходимо применение научно обоснованного аппарата ситуационного анализа для выбора оптимальных сценариев развития предприятий с учетом меняющихся условий рыночной среды. Обобщение результатов исследования практики украинских предприятий различных видов деятельности и различных организационных форм позволяет выявить проблемные зоны, в которых накапливается численное количество проблемных ситуаций, среди которых: организация и развитие бизнеса; организационная структура управления; сбытовая политика, управление финансами и инвесторами, информационное обеспечение бизнеса.
Ситуационный менеджмент

Итак, эффективными в использовании сегодня организационные подходы и методы к моделированию практической реализации управленческих решений с позиций ситуационного менеджмента, среди которых организационная структура управления рисками, вызванными управленческими решениями ситуаций; алгоритм контроллинга информационной системы предприятия; модель бизнес-реинжиниринга предприятия с альтернативными вариантами «сценариев будущего «его развития; концептуальная модель эффективного управления персоналом для предотвращения или устранения конфликтных ситуаций, которые в дальнейшем итоге будут способствовать формированию результативной системы ситуационного менеджмента как искусства руководителей понимать ситуацию под действием внутренних и внешних факторов (ситуационных переменных), раскрыть их характеристики и выбрать соответствующий тип управления и адекватные управленческие решения.

Такая методика оценки эффективности менеджмента имеет принципиальное значение как для ученых, исследующих проблемы организации управления, так и для практиков (руководителей предприятий), внедряют новые организационные структуры и организационные инновации. Внедрение новой системы менеджмента с учетом ситуационного подхода — это глубокий инновационный процесс, который охватывает не только экономический, но, прежде всего, социально-психологический, мотивационный механизм людей и влияет на формирование корпоративной культуры предприятия в целом.