Выбрать страницу

Приоритетные направления стратегического управления активами торгового предприятия в период финансового кризиса

В системе управления активами, как и в любой другой системе, выделяют управляющую и управляемую подсистему, соответственно представлены субъектами и объектами управления. Объектом управления в разное время в разном соотношении выступают товарные запасы в процессе формирования, хранения и реализации, кредиты, дебиторская задолженность, денежные остатки, а также экономические отношения, возникающие в процессе кругооборота активов. Переход к рыночной экономике связан с существенными изменениями в сфере управления активами предприятия: объектом управления наряду с товарно-материальными ценностями становится и наиболее ликвидная часть оборотных активов — денежные средства и краткосрочные финансовые вложения. С развитием рынка и дальнейшей стабилизации экономики возникает возможность рационального использования временно свободных денежных активов предприятий, а именно: вложения их в доходные инструменты финансового рынка. Субъектами управления активами потребительских обществ в разной степени являются общее собрание, правление, финансовые и коммерческие подразделения, а также персонал торговых хозяйственных единиц, использующих специфические методы целенаправленного воздействия на оборотный капитал. Вместе с тем им присущи единые приемы и способы управления, характерные для управленческой деятельности в целом, выражающиеся через реализацию функций управления. Управление активами — прямая обязанность финансового менеджера. В отличие от решений, связанных с выплатой дивидендов и структурой капитала, мы не можем принимать решения о оборотный капитал раз в месяц. Решение вопросов, связанных с активами является непрерывным процессом, поскольку он является финансовой основой всей хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия и поэтому постоянным и важным объектом управления. Есть, управление активами отличается от других сфер деятельности финансового менеджера, прежде всего, количеством времени, который должен быть посвящен выполнению этой функции финансового менеджмента.

Можно отметить, что в условиях нестабильности бизнеса управления оборотными средствами является одной из ключевых задач менеджмента предприятий. В процессе работы предприятия приходится создавать значительные товарные запасы, стимулировать сбыт, предоставляя покупателям отсрочки платежа, требует значительных объемов денежных средств. Кредитование со стороны финансовых структур, а также получение отсрочек в оплате поставок не всегда возможно. Это делает проблему управления оборотными средствами весьма важной для любого предприятия. Настройка системы управления оборотными средствами может существенно повысит эффективность бизнеса и обеспечить значительные конкурентные преимущества предприятий.

Следовательно, управление активами — многогранный процесс взаимодействия множества субъектов и объектов управления, объединенных экономической ролью оборотного капитала в деятельности предприятий. Большое количество вариантов решений и шагов, гибкость и неординарность хозяйственных комбинаций, уникальный характер каждой ситуации составляет основу управления активами предприятия. Поэтому поиск и реализация направлений совершенствования управления активами затрагивает многие аспекты хозяйственной деятельности.