Выбрать страницу

Управленческое консультирование как неотъемлемая составляющая успеха хозяйствования в условиях развития рыночных отношений

В рыночных условиях почти любое предприятие испытывает острую необходимость в оптимитизации своей деятельности для того, чтобы достичь поставленных целей с минимальными потерями времени и ресурсов. Конечно, для этого руководители предприятий, фирм и компаний требуют новых инструментов и методик, которые способны помочь в повышении результативности и эффективности их деятельности. И эта потребность постоянно стимулируется все более острой конкуренцией, нестабильностью политических отношений и рынка.
Мировая практика свидетельствует, что одним из путей эффективного функционирования субъектов хозяйствования является формирование на государственном уровне соответствующей экономической среды, а его ключевым элементом — развитая рыночная управленческая инфраструктура. Важной составляющей данной инфраструктуры в рыночных условиях является консалтинговая деятельность.

Расширенное толкование термина показывает, что под консультированием понимают и деятельность, содержанием которой является помощь руководителям в решении проблем их организации, и процесс осуществления помощи в решении проблем организации, и результат этого процесса — услуги, предоставляемые независимые специалисты. Поэтому можно считать, что управленческое консультирование — это определенная деятельность, которая предполагает наличие процесса предоставления советов с достижением определенного результата.
Современный темп развития рыночного хозяйства в России, а также темпы роста отечественной экономики заставляют многих российских менеджеров осознать необходимость привлечения на современных предприятиях новых технологий. Из-за жесткой конкуренции на отечественном рынке возникла потребность сохранить конкурентоспособность при постоянных изменениях технологий, рынков сбыта, потребностей потребителей. Эти факторы заставляют компании постоянно менять корпоративную стратегию и тактику. Но, большинству компаний, часто не хватает внутренних ресурсов для своевременного реагирования на происходящее, и вызывающее необходимость, обратиться за помощью к консультантам или компаний, специализирующихся на предоставлении консультативных услуг.
Основной задачей управленческого консультирования является оказание помощи клиентам в решении их управленческих и деловых проблем, оптимизации их бизнеса, повышении эффективности функционирования клиентской организации.
Управленческое консультирование, как отдельный вид экономического консалтинга, заключается в предоставлении независимых и объективных советов и технической помощи квалифицированными специалистами с целью содействия клиенту в деле улучшения использования своего потенциала для достижения наибольшего эффекта функционирования.

Потребность в помощи консультантов обусловлена не только их новыми знаниями, аналитическими умениями, мероприятиями и методологическими подходами, которые может принести консультант в клиентскую организацию, но и тем, что посторонние консультанты призваны помогать менеджерам, ориентироваться в сложных условиях ускорения технологических изменений, быстрого роста деловой активности, что чрезвычайно влияет на будущее организации.

Управленческое консультирование позволяет:

— Идентифицировать и анализировать управленческие проблемы и возможности;
— Предлагать альтернативные варианты решения этих проблем;
— Оказывать помощь в реализации рекомендаций и внедрении конструктивных изменений, которые признаны целесообразными.
Примеры эффективного консультирования российских предприятий отечественными консалтинговыми компаниями свидетельствуют о том, что результативность процесса консультирования зависит, прежде всего, от готовности владельцев и топ-менеджеров к изменениям, инициации и поддержки инновациям, которую должно обеспечивать совместная команда консультантов и менеджмента клиентской организации. Большинство клиентов при привлечении консультантов не ждут готовых рецептов и ответов на вопросы. Они ценят возможность во время общения с консультантами проверить собственные мысли, профильтровать определенные идеи, услышать независимое (в отличие от собственной команды менеджеров) их оценку.
Консультант отражает ситуацию, позволяя увидеть мир вокруг, дает возможность расширить восприятие окружающего мира, он помогает осознать наличие проблемных зон и необходимость их изучения и преодоления. Иногда консультант должен выступать в роли своеобразного ретранслятора идей руководства и персонала компании, в которых нарушен процесс коммуникаций и стать движущей инновационной силой и катализатором трансформационных процессов. Хороший консультант — это не тот, кто знает ответы на вопросы, а тот, кто ставит такие вопросы клиенту, которые вызывают потребность задуматься, пересмотреть подходы, позиции, отношения, вопросы, которые позволяют сформировать поле для зарождения новых идей.
Определяющими тенденциями развития рынка управленческого консультирования признано его растущую глобализацию, обусловленную интеграционными процессами в большинстве стран мира, формированием единого социально-экономического пространства с едиными правилами и стандартами.