Выбрать страницу

Транспортная система Африки начала создаваться в колониальный период и была подчинена интересам метрополий. Главное ее назначение состояло том, чтобы связать морские порты с районами горнодобывающей промышленности и экспортных отраслей сельского хозяйства. Известный проект «2К» (Каир — Кейптаун) так и не был осуществлен. Современное транспортное строительство на континенте тормозят как природные, так и политико-экономические факторы: большие площади пустынь и экваториального леса, политическое измельчение территории и экономическая слабость каждого государства в частности. О комплексной современной транспортной системе можно говорить лишь применительно к ЮАР. При оценке транспорта Африки необходимо также учитывать очень низкую транспортную подвижность местного населения, неразвитые межгосударственные контакты и использование архаичных транспортных средств, особенно в сельской местности и, в частности, в пустынях, экваториальном лесу и горных районах.
Все виды современного транспорта в Африке развиты недостаточно. На всем континенте лишь 100 тыс. км шоссейных дорог имеют твердое покрытие, из них 2/5 приходится на ЮАР. Обеспеченность автомобильным парком низкая. Длина железных дорог — 95 тыс. км, из них 1/4 в ЮАР и 1/6 в Северной Африке. Межгосударственную роль играют дороги Южной Африки, особенно трансконтинентальная из Танзании в Анголу (Дар-эс-Салам — Лобиту), которая дает выход в океан в «Медном поясе» Конго (Киншаса) и Замбии. Речные связи имеют лишь местное значение. Препятствием для них сезонный характер питания водных артерий, а также многочисленные пороги и водопады. На реках Конго, Нил и Нигер существуют комбинированные водно-железнодорожные транспортные системы в обход порогов.
За небольшим исключением, африканские страны имеют выход в океан и их связи с внешним миром осуществляются через морские порты. Крупнейшими по грузообороту являются специализированные порты, через которые экспортируется крупнотоннажных сырье и топливо: нефть, каменный уголь, железная руда, фосфориты. Из портов общего назначения выделяются Касабланка, Дакар, Кейптаун, Дурбан, Порт-Саид и Александрия. Большую часть грузов в Африку и из Африки перевозят иностранные суда. Огромный морской флот Либерии фактически принадлежит судовладельцам США, Греции и других европейских стран, использующих «дешевый» либерийский флаг. Многие африканские государства имеют собственный авиатранспорт. Крупные города обслуживаются также иностранными самолетами. Среди африканских известными авиакомпаниями является южно-африканская, египетская и нигерийская, авиапортами международного значения — Касабланка, Дакар, Триполи, Киншаса, Каир, Найроби, Йоханнесбург.

Особую проблему представляют межгосударственные транспортные связи внутри самой Африки. Многие африканские страны имеют лучшие транспортные связи с Западной Европой или США, чем со своими соседями. Отсутствие экономической заинтересованности является главным препятствием в осуществлении проектов трансафриканських транспортных магистралей: через Сахару из Алжира в Нигерию, вдоль Сахеля из Сенегала в Чад, от Индийского до Атлантического побережья (Кения — Нигерия) и из Египта в Ботсвану.