Выбрать страницу

Транспорт является одной из важнейших отраслей экономики Казахстана, в связи с крайне низкой плотностью населения и большими расстояниями между предприятиями одной производственной цепочки.
Сейчас транспортная отрасль только развивает и поддерживает наработки советского периода.
На это указывает высокий износ основных средств по видам транспорта. К примеру, речной транспорт практически прекратил свое существование, как и малая авиация.
Как видно, наилучшая ситуация в морском, железнодорожном и трубопроводном видах
транспорта, так как именно там есть наибольшее количество коммерчески привлекательных перевозок.
У видов транспорта, связанных с перевозкой пассажиров дела обстоят намного хуже. Более-менее стабильный и обновляющийся вид транспорта как междугородние автобусные перевозки в основном находится вне правового поля и статистикой не учитывается. Как видно из стоимости основных средств – больше всего вложено инвестиций в трубопроводы и железные дороги.
Иностранные инвестиции в транспорт не слишком велики и с наступлением мирового экономического кризиса сократились практически в 2,5 раза.
Как видно, иностранные инвестиции идут в основном в дополнение к освоению месторождений полезных ископаемых – строительство дорог, наливных эстакад, складов, трубопроводов и т.д.
Тем не менее, несмотря на все проблемы, прибыльность транспорта остается на достаточно высоком уровне и ежегодно растет. Это же касается и валовой добавленной стоимости, которая с 2005 года по 2009 возросла с 742 миллиардов до 1335 миллиардов тенге.
Валовой приток иностранных инвестиций в 2009 году по видам транспорта

Инвестиции в транспорт Казахстана

Валовой приток иностранных инвестиций по видам транспорта — Казахстан — 2009


В целом, транспортная отрасль дает около 8-10% валового внутреннего продукта страны, но их доля все же падает, так как тарифы на перевозки часто сдерживаются в целях промышленности и сельского хозяйства.