Выбрать страницу

Япония владеет очень эффективной транспортной системой. Ее особенностями являются отсутствие трубопроводов (они не нужны) и речного транспорта (для него нет условий). Специфику определяют горный рельеф, сосредоточение населения и хозяйственной деятельности на небольших участках прибрежных равнин, а также обособленность островов друг от друга. Привычными элементами японского ландшафта стали мосты, акведуки, эстакады, тоннели. Их суммарная длина измеряется тысячами километров.
В перевозке грузов наибольшее значение имеют автомобильный и каботажный транспорт, а доля железных дорог минимальная (только 7%). В перевозке пассажиров, наоборот, главными являются железнодорожные, включая внутригородские, а уже потом — автомобили. Возрастает роль воздушного флота.
Протяженность железных дорог — 28 тыс. км, 1/3 из них электрифицированы. С 60-х годов начала действовать система скоростных пассажирских железных дорог — Синкансэн. Суперэкспресс развивают на ней скорость до 270 км/ч, протяженность системы достигла почти 2000 км. Разветвленная сеть рельсового электротранспорта характерна для крупных городов, девять из них имеют метрополитены.
Автомобилизация Японии была осуществлена ​​недавно. В 1960 г. страна имела 1,5 млн. автомобилей, в 1990 г. — 66 млн. (второе место после США). Создана разветвленная система национальных шоссейных дорог и около 5 тыс. км первоклассных автострад. Сложными остаются проблемы автотранспортного движения в середине городов, парковки и высокой стоимости топлива.
Морской транспорт для Японии имеет исключительное значение как в каботажных, так и в международных связях. По тоннажу морского флота Япония, как развитое островное государство, занимала и продолжает занимать первые места в мире, хотя за последнее время почти половина его передана под «дешевые флаги». Берега страны усеяны портами, из них 120 имеют международный статус. Самыми загруженными является портовые комплексы Токийского залива (Иокогама, Кавасаки, Тиба и Токио — общий грузооборот за год превышает 300 млн. т), Нагое и Осакского залива (Осака и Кобе).
Японские авиакомпании «Джапан Эрлайнз» и «Ниппон Ервейз» — среди крупнейших в мире. Главными международными аэропортами являются Нариша рядом с Токио и Кансай вблизи Осаки.
«Рисунок» транспортной системы Японии определился еще с феодальных времен. Его каркас составляют направления Токайдо (Токио — Осака), Санья (Осака — Хаката на Кюсю), Тохоку (Токио — Аомори) и Дзьоецу (Токио — Нарита). Важнейшую роль играет направление Токайдо, соединявший две столицы: бывшую — Киото и нынешнюю — Токио, а сейчас является сердцевиной одноименного мегалополиса, другие направления соединяют центральную часть Хонсю с его периферией. Именно этим направлениям проходит железнодорожная система Синкансэн и автострады. Главные направления каботажных перевозок практически те же. Доминируют Тихоокеанское побережье от Токийской к Осакский залива и берега Внутреннего Японского моря.
Актуальной для Японии остается проблема сообщения между островами. Действуют постоянные паромные переправы и регулярные морские линии, а четыре главных острова связаны между собой подводными туннелями и мостами. Кюсю отделяет от Хонсю Симоносекська пролив шириной 1 км. Сейчас острова соединены двумя подводными железнодорожными туннелями и автодорожным мостом. Сикоку и Хонсю соединила одна из крупнейших в мире мостовая система Сето — Охаси. Она состоит из шести мостов и пяти промежуточных дорог на островах. Общая ее длина 38 км, и ею осуществляется железнодорожное и автомобильное сообщение между городами Кобе на Кюсю и на Сикоку. Сейчас строятся еще две такие системы в центральной и западной частях Внутреннего Японского моря. Хоккайдо и Хонсю соединены подводным морским туннелем Сэйкан (длина 54 км), проложенным под водами пролива Цугару. Им осуществляется привычный железнодорожное сообщение между городами Аомори на Хонсю и Хакодате на Хоккайдо. Система Синкансэн здесь не предусмотрена.