Выбрать страницу

Китай имеет немало транспортных проблем. Пересеченный рельеф, высокогорья и пустыни, могучие реки были серьезным препятствием при транспортном строительстве. Малоподвижность населения и минимальный обмен продуктами труда между провинциями также не способствовали развитию транспорта. В 1947 г. Британская Индия имела 66 тыс. км железных дорог, а Китай с вдвое большей территорией — только 22 тыс. И сейчас по дорогам снуют джонки, сампаны, тачки, носильщики, повозки, запряженные лошадьми или буйволами, ослы, верблюды и которые выполняют огромный объем транспортировки грузов. Лучшую современную транспортную инфраструктуру имеют приморские районы, внутренние провинции мало связаны между собой и изолированы от внешнего мира.
Из современных видов транспорта наибольшее значение для страны имеет железнодорожный . Длина железных дорог доведена до 60 тыс. км. Китай — единственная крупная страна, где новое железнодорожное строительство остается актуальным. До сих пор Янцзы пересекают только три железнодорожные мосты — в Нанкине, Ухане и Чунцине. Наибольшее значение имеют железнодорожные пути, соединяющие Пекин с Шанхаем, Гуанчжоу и Харбином. В 1995 г. завершено новую железную длиной 2540 км, которая соединяет Пекин и Сянган. Железная дорога, которая начинается в Ляньюньган на берегу Желтого моря и простирается в широтном направлении через Сиань, Ланьчжоу и далее в Казахстан (последний участок ее введена в действие в 1992 p.), Дает возможность добраться до Роттердама в Европе. Таким образом, появилась еще одна евразийская трансконтинентальная магистраль. Но ее значение как международное, так и внутреннее для Китая минимально. На железной дороге в Китае приходится до 2/3 грузов, перевозимых современные виды транспорта, и значительное количество пассажиров. Речной транспорт наиболее развит на Янцзы, по Великому Китайскому канала, в нижнем течении Сицзян и Сунгари. Хуанхэ, которая в Восточном Китае огибает Ордос и Лессовое плато и которая на Большой равнине течет выше окружающей местности, используется для судоходства мало. Янцзы, судоходная длина которой превышает 6000 км, перевозит более 2/3 грузов и пассажиров речного транспорта страны. Большой канал, самый искусственно созданный водный путь, простирается от Ханчжоу в Пекин на 1600 км. Перевозит он сейчас не столько транзитные, сколько местные грузы. Автомобильный транспорт развит слабо. Большинство наземных путей не имеют твердого покрытия. Размеры автопарка малые, преобладают грузовые автомобили и автобусы. Менее одного автомобиля приходится на каждые 500 китайцев. Насыщенность страны велосипедами значительна. После 1949 г. в Китае осуществлено строительство некоторых стратегических шоссейных дорог мирового значения. Тибет имеет теперь автомобильное сообщение с Ланьчжоу, Кашгар и Чэнду. Важнейшей является трасса Ланьчжоу — Лхаса (2100 км). Проложены также синьцзянская (Ланьчжоу — Урумчи) и Каракорумское (Кашгар — Пешавар в Пакистане) шоссе. Морской и авиационный транспорт Китая широко развития. Крупнейшими аэропортами являются Пекин, Шанхай и Гуанчжоу, морскими портами — Шанхай, Далянь и Циньхуандао.