Выбрать страницу

Прогноз экономического роста

Среднегодовые темпы прироста ВВП

Период

Пессимизм

Умер. оптим.

Оптимизм

2001-2005

1,9%

3,8-4,7%

5,4%

2006-2010

2,8%

5,0-5,2%

7,0%

2011-2020

4,9%

5,0%

 

 

 

 

Занимаемая доля рынка российских авиакомпаний в мировых авиаперевозках (%)

Тенденции российского рынка авиаперевозок

Прогноз развития пассажирских авиаперевозок

Тенденции российского рынка авиаперевозок

 

 

 

 

Динамика объемов внутренних пассажирских перевозок России и ВВП

Тенденции российского рынка авиаперевозок

 

Динамика изменения среднегодового пассажирского тарифа на внутренних воздушных линиях и среднемесячной заработной платы в Российской Федерации

Тенденции российского рынка авиаперевозок

Объем транспортной работы авиапредприятий гражданской авиации

Тенденции российского рынка авиаперевозок

 

Уровень развития пассажирских перевозок

Тенденции российского рынка авиаперевозок

Тенденции российского рынка авиаперевозок

 

Воздушный транспорт выполняет сегодня в стране около трети объема перевозок.

Объем перевозок пассажиров за последние 10 лет сократился в 2.5 раза (с 88 млн. чел до 34), а количество авиаперевозчиков возросло в 3 раза.

 Последние четыре года объемы авиаперевозок стабильно росли — в 2005г. на 15%, в 2006 г. на 8%, в 2008 г. на 9% и в 2009 г. на 15% 

 

Концентрация пассажиропотоков в Москве (66 % от общего объема рейсов) и Санкт-Петербурге. Количество межрегиональных рейсов сокращается.

В России действует избыточное количество международных аэропортов (72 аэропорта из 486 действующих). В то же время, только 28 аэропортов соответствует I и II категории ИКАО.

Средний авиатариф в 1,23 раза превышает среднюю зарплату в РФ. Для сравнения: в 1990г. средний тариф составлял 12% от средней заработной платы.

В 2009г. к услугам авиатранспорта обратились 3% населения страны.

Начиная с 2005 года рост тарифов на авиаперевозки пассажиров по воздушным линиям Российской Федерации составляет 10-12% в год, в 2009 году — 11,2%, что не превышает уровня инфляции в Российской Федерации

88% общего объема авиаперевозок выполняется 24 авиакомпаниями из 210 существующих.

На долю 8 ведущих аэропортов страны (московских «Шереметьево», «Домодедово», «Внуково», питерского «Пулково», екатеринбургского «Кольцово», новосибирского «Толмачево», красноярского «Емельяново» и сочинского «Адлера») приходится более 60% всех авиаперевозок.

Доля международных перевозок составляет 48% на пассажирском рынке.

При этом доля перевозок в развитые страны составляет 16-18% в общем пассажирообороте.

 

Свыше 70 % парка судов имеют срок службы более 10 лет. 70 % — на заключительной стадии эксплуатации. Большинство авиакомпаний строят свою стратегию на «добивании» ресурса имеющихся ВС и не видят перспектив развития.

Существует тенденция «Каннибализации» — разборка на запчасти, переставление с борта на борт.

Одной из самых острых проблем остается моральное и физическое устаревание парка воздушных судов. К 2010 г. будет списано около 50% эксплуатируемого российскими перевозчиками парка. В 2005-2006 гг. отечественный авиапром выпустил всего 27 магистральных авиалайнеров. А в 2009 году российские авиакомпании приобрели 15 подержанных иностранных самолетов и всего четыре новых российских воздушных судна — три Ил-96 и один Ту-204. 

С учетом списания воздушных судов из-за выработки ресурса уже в 2009 г. сокращение парка составит 18%. В 2010 г. ряд ведущих авиакомпаний, имеющих значительную сеть зарубежных маршрутов, — в первую очередь это «Пулково», «Сибирь» и «КрасЭйр» — столкнутся с острейшим дефицитом современных воздушных судов, поскольку имеющаяся в относительном изобилии старая российская техника не отвечает действующим в Западной Европе и СШАэкологическим требованиям и имеет низкие показатели экономичности.

Самолеты Ту-134, Ил-86, Ил-62 и Ту-154Б уже сейчас не могут летать в Европу из-за своего несоответствия нормам по шуму и эмиссии. А с 2010 г. в Евросоюзе эти нормы будут заменены более жесткими, и тогда в Старый Свет не смогут летать Ту-154М, а на двигатели ПС-90А для Ту-204/214 и Ил-96-300 необходимо будет устанавливать более эффективные звукопоглощающие конструкции, без которых и эти лайнеры не будут пускать в Европу.

За прошедшие 5 лет в России закуплено всего 23 новых пассажирско-воздушных судна российского производства.