Выбрать страницу

Прогноз экономического роста

Среднегодовые темпы прироста ВВП

Период

Пессимизм

Умер. оптим.

Оптимизм

2001-2005

1,9%

3,8-4,7%

5,4%

2006-2010

2,8%

5,0-5,2%

7,0%

2011-2020

4,9%

5,0%

 

 

 

 

Занимаемая доля рынка российских авиакомпаний в мировых авиаперевозках (%)

Прогноз развития пассажирских авиаперевозок

 

 

 

 

Динамика объемов внутренних пассажирских перевозок России и ВВП

 

Динамика изменения среднегодового пассажирского тарифа на внутренних воздушных линиях и среднемесячной заработной платы в Российской Федерации

Объем транспортной работы авиапредприятий гражданской авиации

 

Уровень развития пассажирских перевозок

 

Воздушный транспорт выполняет сегодня в стране около трети объема перевозок.

Объем перевозок пассажиров за последние 10 лет сократился в 2.5 раза (с 88 млн. чел до 34), а количество авиаперевозчиков возросло в 3 раза.

 Последние четыре года объемы авиаперевозок стабильно росли — в 2005г. на 15%, в 2006 г. на 8%, в 2008 г. на 9% и в 2009 г. на 15% 

 

Концентрация пассажиропотоков в Москве (66 % от общего объема рейсов) и Санкт-Петербурге. Количество межрегиональных рейсов сокращается.

В России действует избыточное количество международных аэропортов (72 аэропорта из 486 действующих). В то же время, только 28 аэропортов соответствует I и II категории ИКАО.

Средний авиатариф в 1,23 раза превышает среднюю зарплату в РФ. Для сравнения: в 1990г. средний тариф составлял 12% от средней заработной платы.

В 2009г. к услугам авиатранспорта обратились 3% населения страны.

Начиная с 2005 года рост тарифов на авиаперевозки пассажиров по воздушным линиям Российской Федерации составляет 10-12% в год, в 2009 году — 11,2%, что не превышает уровня инфляции в Российской Федерации

88% общего объема авиаперевозок выполняется 24 авиакомпаниями из 210 существующих.

На долю 8 ведущих аэропортов страны (московских «Шереметьево», «Домодедово», «Внуково», питерского «Пулково», екатеринбургского «Кольцово», новосибирского «Толмачево», красноярского «Емельяново» и сочинского «Адлера») приходится более 60% всех авиаперевозок.

Доля международных перевозок составляет 48% на пассажирском рынке.

При этом доля перевозок в развитые страны составляет 16-18% в общем пассажирообороте.

 

Свыше 70 % парка судов имеют срок службы более 10 лет. 70 % — на заключительной стадии эксплуатации. Большинство авиакомпаний строят свою стратегию на «добивании» ресурса имеющихся ВС и не видят перспектив развития.

Существует тенденция «Каннибализации» — разборка на запчасти, переставление с борта на борт.

Одной из самых острых проблем остается моральное и физическое устаревание парка воздушных судов. К 2010 г. будет списано около 50% эксплуатируемого российскими перевозчиками парка. В 2005-2006 гг. отечественный авиапром выпустил всего 27 магистральных авиалайнеров. А в 2009 году российские авиакомпании приобрели 15 подержанных иностранных самолетов и всего четыре новых российских воздушных судна — три Ил-96 и один Ту-204. 

С учетом списания воздушных судов из-за выработки ресурса уже в 2009 г. сокращение парка составит 18%. В 2010 г. ряд ведущих авиакомпаний, имеющих значительную сеть зарубежных маршрутов, — в первую очередь это «Пулково», «Сибирь» и «КрасЭйр» — столкнутся с острейшим дефицитом современных воздушных судов, поскольку имеющаяся в относительном изобилии старая российская техника не отвечает действующим в Западной Европе и СШАэкологическим требованиям и имеет низкие показатели экономичности.

Самолеты Ту-134, Ил-86, Ил-62 и Ту-154Б уже сейчас не могут летать в Европу из-за своего несоответствия нормам по шуму и эмиссии. А с 2010 г. в Евросоюзе эти нормы будут заменены более жесткими, и тогда в Старый Свет не смогут летать Ту-154М, а на двигатели ПС-90А для Ту-204/214 и Ил-96-300 необходимо будет устанавливать более эффективные звукопоглощающие конструкции, без которых и эти лайнеры не будут пускать в Европу.

За прошедшие 5 лет в России закуплено всего 23 новых пассажирско-воздушных судна российского производства.