Выбрать страницу

Структура рынка авиационных пассажирских перевозок России характеризуется следующими особенностями. Практически все игроки рынка авиационных пассажирских перевозок — и лидеры, и аутсайдеры — «вышли» из «Аэрофлота — Советских авиалиний», единственной авиакомпании страны во времена СССР. После распада единственного государственного авиаперевозчика образовалось 393 авиакомпании, формирование которых происходило, как правило, по территориальному признаку: на базе бывших территориальных управлений гражданской авиации либо на базе объединенных авиационных отрядов, что предопределило, соответственно, и их позиции в структуре рынка АПП. 

Создавались маршрутные сети, аэропорты базирования, авиапарк.Посмотрим на европейские страны: там формирование рынка авиационных пассажирских перевозок изначально происходило на основании конкурентной борьбы, и несложно признать, что уже поэтому возможностей для соревновательной модели на зарубежном рынке значительно больше. 

 

Рынок АПП России чрезвычайно динамичен. Начиная с 2000 года после более чем десятилетнего спада объемов пассажирских перевозок наступил период роста, в среднем на 9–10 % в год (при ежегодном росте ВВП России в среднем на 5–6 %). За последние пять лет объем перевозок вырос на 60 %, при этом количество перевозчиков постоянно сокращалось (см. табл. 1). Данная тенденция свидетельствует, с одной стороны, о расширении границ рынка, а с другой — об укреплении рыночных позиций отдельных авиаперевозчиков.


Таблица составлена на основе данных Росавиации, Транспортной клиринговой палаты, Федерального государственного унитарного предприятии «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации». 


При характеристике конкуренции как особенности рынка нельзя не прокомментироватьпроцессы «входа-выхода», возможность которых влияет на степень конкуренции в отрасли. Если говорить о «входе-выходе» на российском рынке АПП в количественных показателях, то наблюдается достаточная динамика. Однако анализ производственных активов, маршрутных сетей, числа и качества авиапарка «входящих» авиакомпаний говорит о том, что в основном происходит вход небольших компаний, которые имеют в парке всего несколько самолетов для частных/деловых полетов либо обслуживающих отрасли народного хозяйства. 

Так, по данным ФГУП «Государственная корпорация по организациивоздушного движения в Российской Федерации», на конец декабря 2006 года в России было зарегистрировано 355 авиакомпаний. Только в период с 31 октября по 31 декабря 2006 года зарегистрировались пять авиакомпаний: ЗАО «Небесный экспресс (Sky-Express)» (аэропорт базирования — Москва, Внуково); ОАО «Авиакомпания “Озерновский рыбоконсервный завод № 55”»; авиакомпания «Полет» (аэропорт базирования — Благовещенск); ЗАО авиакомпания «Скайтест» (аэропорт базирования — Москва, Быково); ЗАО «Совхоз им. Кирова» (Ставропольский край). 

 

Из этих пяти авиакомпаний четыре имеют на балансе авиационную технику(исключение составляет авиакомпания «Полет», г. Благовещенск). Авиакомпании «Озерновский рыбоконсервный завод № 55», «Скайтест», «Совхоз им. Кирова» имеют в своем парке по одному самолету либо вертолету (Ан-2, Ми-2). И кроме того, лишь одна авиакомпания — «Небесный экспресс (Sky-Express)» — имеет сертификат эксплуатанта гражданской авиационной техники. 

 

Всего за 2006 год было выдано семь и аннулировано шесть сертификатовэксплуатантов коммерческой гражданской авиации (табл. 1). Если вход и выход компаний на рынке АПП характеризовать исходя из данных по выданным и аннулированным сертификатам, то на основе той же таблицы 1 можно сделать вывод о росте барьеров на вход и относительной легкости выхода, что отражается в росте количества аннулированных сертификатов. 

 

Рынок авиационных пассажирских перевозок как результат условий конкуренциихарактеризуется довольно высоким уровнем концентрации. Так, при общем количестве функционирующих авиакомпаний около 180 90 % всех перевозок выполняют всего 25 авиакомпаний, и из них ведущие пять авиакомпаний делают около 60 % работ (рис. 1). 

 

При этом распределение объема пассажирских перевозок между авиакомпаниямиРоссии (на примере 2005 года) выглядит следующим образом. «Аэрофлот — Российские авиалинии» занимает 24,1 % рынка, на долю пяти крупнейших компаний: «Аэрофлот — Российские авиалинии», «Сибирь», «Пулково», «Красноярские авиалинии» и «Трансаэро» приходится 56,2 % рыночной доли. Пятнадцать авиакомпаний с объемом годового пассажирооборота более 1 млрд пассажиро-километров охватывают 81,4 % рынка. А на 30 компаний с пассажирооборотом более 500 млн пассажиро-километров приходится всего 94,4 % рыночной доли. 

 

В уравнении (1) мы рассчитали отраслевой индекс Херфиндаля — Хиршмана,который дает оценку уровня концентрации в отрасли с учетом степени равномерности (неравномерности) распределения рыночных долей между отдельными авиакомпаниями. 

 

 

где Si — доля i-го предприятия (в процентах) в общем выпуске отрасли.

 

Значение индекса составило 960,17. Выявленная величина индекса показывает, что в соответствии с критериями У. Шепарда рынок авиационных пассажирских перевозок России представляет собой нормальную олигополию без доминирования какой-либо из авиакомпании. Однако показатели концентрации, рассчитанные на уровне отрасли в целом, не могут полностью отражать условия конкуренции в силу несовпадения границ отраслей и рынков. Фактически рынком можно считать перевозки из пункта А в пункт В (с оговорками о возможностях использования стыковочных маршрутов). Применительно к рынку показатели концентрации радикально меняются, а именно возрастают.