Выбрать страницу

Недостаточная осведомленность сельскохозяйственных товаропроизводителей по новой сельскохозяйственной техники, технологий, методов организации и управления производством и заготовительно-сбытовой деятельностью является причиной того, что результаты их труда значительно ниже потенциальных. Поэтому актуальным является повышение уровня научно-технического образования аграриев путем организации их обучения, включая и самообразование. Подготовка этих специалистов невозможна без достоверной и оперативной информации о современные отечественные и зарубежные достижения в организации, экономике, технологиях производства и переработки сельскохозяйственной продукции.

Управление предпринимательскими структурами в рыночной среде имеет целью такую организацию производства и сбыт продукции на рынок, что обеспечивает получение прибыли. Это зависит от скорости освоения новых технологий производства аграрной продукции и хорошо налаженной сбытовой деятельности. В этих условиях сельскохозяйственные предприятия, фермерские хозяйства, личные (крестьянские) хозяйства имеют меньше возможностей для успешной деятельности, чем другие субъекты предпринимательской деятельности. Территориальная рассредоточенность и сезонный характер сельскохозяйственного производства, значительное влияние климатических условий на его результаты, ограниченные возможности автоматизации производственных процессов не позволяют оперативно переналаживать производство согласно складывающимся на рынках сырьевых ресурсов или аграрной продукции. При этом большинство сельскохозяйственной продукции быстро портится и поэтому возможности ее реализации с целью получения одинаковых доходов по сравнению с другими товарами ограничены.

Таким образом, основной функцией органов государственного управления агропромышленным производством является организация предоставления производителям сельскохозяйственной продукции совещательных услуг по вопросам производственной, сбытовой и финансовой деятельности. Организуют мероприятия по предоставлению сельскохозяйственных совещательных услуг, носящих общественно-полезный характер, органы государственного управления сельским хозяйством (Министерство аграрной политики и продовольствия, управления агропромышленного развития областных и районных государственных администраций или созданные при них совещательные службы и т.п.) путем составления и реализации общегосударственных, региональных и специальных программ совещательного обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей и населения сельских территорий, обеспеченных финансированием из государственного и местных бюджетов или инвестиционных фондов. Исполнителями этих работ должны быть совещательные службы, информационно-консультационные формирования заведений аграрной науки и образования, предпринимательские консалтинговые фирмы, специализированные подразделения агросервисных предприятий и объединений, советники и эксперты-консультанты.

На сегодня государственные учреждения не имеют возможности разъяснить в каждом селе, каждой поселковой общине, фермерам меры государственной аграрной политики, нормы законодательства, направленные через государственные программы в поддержку развития сельских территорий. В этой ситуации совещательные службы есть это эффективным инструментом управления государственной аграрной политики страны. Радикальные структурные изменения, которые произошли в аграрном секторе экономики, нуждаются адекватного изменения ранее приобретенных форм и методов ведения аграрного бизнеса и подготовки современных профессиональных кадров для села.

Совещательные службы, как одно из звеньев системы управления агропромышленным производством призваны выполнять следующие функции:

— Создание баз данных о различных аспектах деятельности аграрных предприятий;

— Проведение социально-экономического мониторинга производственно-технологической, финансово-экономической и организационно-правовой сфер агропродовольственного комплекса;

— Анализ рыночной конъюнктуры;

— Информирование субъектов хозяйственной деятельности и органов государственного управления агропромышленным производством.

Процесс управления консультативной службой — это достижение желаемых результатов, направленных на повышение эффективности сельскохозяйственного производства, посредством эффективного использования ее трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Для совершенствования управления консультативной службой задачей руководителя является создание и обеспечение условий, при которых работники могут эффективно работать, достигая поставленных перед ними целей. Для рационального построения системы управления консультативной службой, определение ее структуры, степени централизации и децентрализации, установления круга прав и обязанностей подразделений и отдельных работников важное значение имеет определение функций управления, их четкая и обоснованная классификация.

При совершенствовании управления консультативной службой необходимо учитывать специфические условия конкретных объектов совершенствования, в том числе экономические, организационные, социально-психологический климат соответствующих коллективов, их традиции, образовательный уровень их работников. Необходимо еще на стадии проектирования создания консультационной службы прогнозировать возможные последствия предполагаемых мер по их планирования и предупреждения, хотя и не все из этих последствий можно с уверенностью предсказать. Учитывая важность и необходимость работ по совершенствованию управления консультативной службой, руководители должны регулярно заниматься этой деятельностью.

Итак, совещательные службы должны приобретать развития не только как предпринимательские структуры, так как деятельность их полезна для сельскохозяйственных товаропроизводителей и является неотъемлемым звеном системы управления агропромышленным производством.