Выбрать страницу

До 2011 года в Украине действовал институт экологической экспертизы, унаследованный еще от СССР, но модифицированный новым национальным законодательством. К объектам экологической экспертизы принадлежала не только проектная документация, а и программы и планы, а также ряд других решений, выполнение которых могло повлечь негативное влияние на окружающую среду. Как следствие, в Украине проводили около 6 000 экологических экспертиз ежегодно, что в десятки раз превышало их количество в западноевропейских странах. Законодательные нововведения 2011 года, в частности принятие Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности», коренным изменило процедуру согласования проектной документации на строительство, что также оказало существенное влияние на институт экологической экспертизы в Украина. Так, из Закона «О экологической экспертизе» были изъяты предпроектные и проектные материалы, которые, однако, являются основными объектами Директивы ЕС .
Сейчас главным основанием для осуществления экологической экспертизы в Украине есть перечень видов деятельности и объектов, составляющих повышенную экологическую опасность. На начало 2012 года Список насчитывает 22 случая, которые, однако, являются всеобщими,  в отличие от конкретных проектов, указанных в Директиве. Поэтому существует необходимость приведения соответствия этого Списка в Перечни в Приложениях I и II Директивы.  В процедуру оценки воздействия на окружающую среду Законом «О регулировании градостроительной деятельности» была введена новая, упрощенная процедура экспертизы объектов строительства. Новые правила не были согласованы с Директивой ЕС по оценки воздействия на окружающую среду, которая в ЕС является частью процедуры по утверждению объектов строительства. Кроме того, после всех изменений в 2011 году возникла правовая коллизия, что создает возможность для манипуляции органами государственной власти.

Непонятным остался вопрос, должны ли экологически-безопасные проекты проходить государственную экологическую экспертизу. С одной стороны, такое требование прописано в Законе «Об экологической экспертизе ». С другой — она не указана в Законе «О регулировании градостроительной деятельности», согласно которому все строительные объекты подпадают под экспертизу по новой процедуре. Таким образом, формально старая процедура экологической экспертизы в Украине более-менее соответствует требованиям Орхусской конвенции и Директиве ЕС по оценке воздействия на окружающую среду. Поэтому украинская власть может отчитаться о частичном выполнения своих международных обязательств. Хотя на практике можно использовать новую процедуру утверждения строительных проектов,что практически означает игнорирование этих международных документов.

Старая процедура утверждениястроительных проектов

До 2011 года государственная экологическая экспертиза была частью комплексной государственной (потом инвестиционной) экспертизы, которую должны проходить все строительные проекты перед их утверждением. Затем сфера применения ее была сужена до объектов повышенной опасности, перечисленных в соответствующем Постановлении КабинетаМинистров за 1995 год.

Экологическая экспертиза в Украине проводитсяв два этапа — сначала застройщику необходимо разработать оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС), а затем получить положительное решение государственной экологической экспертизы, которое базируется на рассмотрении материалов ОВОС.  Реализация проектов без положительного решения вообще запрещено. В случае отрицательного решения заказчик  имеет право направить материалы ОВОС на повторную государственную экологическую экспертизу после их доработок в соответствии с замечаниями заключения. Положительное заключения действует в течение трех лет со дня его выдачи. Это означает: если за этот период строительство не началось, всю процедуру необходимо проходить снова.

Отличие такой модели экологической экспертизы от европейской состоит в том, что в странах ЕС существует лишь один этап оценки воздействия на окружающую среду, который по своему содержанию наиболее соответствует Украинскому ОВОС. Вместе с тем такого этапа как Государственная экологическая экспертиза в ЕС вообще не существует. Европейская процедура оценки воздействия на окружающую среду не носит разрешительного характера. Регулирующие органы в ЕС не обязаны делать какие-либо выводы из предоставленных материалов. Они лишьучитывают итоги процедуры оценки воздействия на окружающую среду, включая результаты всех консультаций.

В Украине иное понимание роли уполномоченного органа в области экологической экспертизы, чем в ЕС.  Если в Украине уполномоченным органом, который выносит заключение государственной экологической экспертизы, является эколого-экспертные подразделения Министерства экологии и природных ресурсов Украины, то в странах ЕС таким уполномоченным органом является орган, который предоставляет окончательное согласие на реализацию проекта (например, при выдачи разрешения на строительство) и поэтому не обязательно является природоохранным органом.

В украинской процедуре экологической экспертизы вместо гибкого механизма консультаций с другимиорганами власти предусмотрен жесткий механизм согласования материалов ОВОС с рядом органов, а именно с Министерством здравоохранения, Госпромнадзором и Управлением государственной пожарной охраны МВД. Это означает, что материалы ОВОС должны заблаговременно пройти еще три дополнительные экспертизы на соответствие санитарно-гигиеническим нормам, нормам по охране труда и по вопросам пожарной безопасности, что слишком усложняет весь процесс экологической экспертизы.

Несмотря на указанные различия, эта модель экологической экспертизы частично соответствует Директиве ЕС по оценке воздействия на окружающую среду и предусматривает даже более строгий контроль. На практике, однако, сложность процедуры способствует коррупции и не поощряет инвестиции.