Выбрать страницу

Ускоренный процесс таяния арктических льдов, который займёт, согласно современным научным данным, три- четыре летних сезона, может привести к важнейшим экономическим и политическим последствиям.
Опубликованные в одном из британских изданий заявления профессора Кембриджского Университета, Питера Вадамса, в которых говорится о возможном полном исчезновении льдов Арктики за три-четыре летних сезона, вновь сделали актуальной тему деликатной экологической ситуации полярного региона планеты. В частности, ускоренный процесс таяния льдов, прогнозируемый в предыдущих исследованиях на 2030 год, объясняется у Вадамса пагубным влиянием глобального потепления, суровые последствия которого уже отмечаются в настоящее время. Так, если летом 2007 года площадь ледяного покрова превышала 4,7 млн км2, летом прошлого года она достигла исторического минимума и составила 3,5 млн км2.
В то же время, как передаёт Национальный Центр данных по снегу и льду (NSIDC) США, в конце августа прошлого года площадь ледяного покрова Арктики упала ниже рекордного минимума, зафиксированного в сентябре 2007 года. Следовательно, можно предположить, что за процессом таяния арктических льдов стоят вовсе не естественные факторы климатических колебаний, а объём выбросов парниковых газов.
Не умаляя значения серьёзных экологических воздействий данного процесса, мне бы хотелось заострить внимание на его экономических последствиях. С одной стороны, летнее таяние льдов открывает перспективы для новых морских маршрутов между севером Европы и юго-востоком Азии, соединяя, в свою очередь, последний с атлантическим побережьем США. В этом случае, подобные пути не только не проходят через Суэцкий и Панамский каналы, но и способствуют в дальнейшем экономии временных и денежных затрат.
АрктикаВ связи с этим, Президент России Владимир Путин недавно издал закон о регулировании навигационной деятельности по маршруту Атлантический — Тихий океан, проходящему вдоль российского побережья и известному как Северный Морской путь или Северо- Восточный проход. Закон предполагает создание административного органа, задачей которого является как управление навигационной деятельностью, так и строительство и развитие необходимой инфраструктуры с целью обеспечения экономической эффективности.
С другой стороны, удалось организовать летнюю навигацию между Тихим и Атлантическим океанами вдоль канадского побережья с использованием другого пути, — Северо-Западного, и не применяя ледоколов. Из этого следует, что при таком головокружительном темпе таяния льдов последних лет мы сможем вскоре стать свидетелями настоящего революционного события в области международных перевозок. А именно, своё нынешнее экономическое и стратегическое значение, по всей видимости, частично утратили бы Суэцкий и Панамский каналы, даже несмотря на то что последний находится сейчас на стадии расширения. В равной степени, гораздо меньшую важность представляли бы тогда железнодорожные пути, проект которых предложен для Центральной Америки в качестве альтернативы маршруту через Панамский канал.
Тем не менее, наиболее ощутимо экономические последствия таяния льдов скажутся в области энергоресурсов. По оценке Геологической Службы США, объём необнаруженных запасов нефти и газа на территории Арктики может составлять 13% и 30%, соответственно, от общемирового показателя, — весьма привлекательные цифры для нефтяной промышленности, столь неутомимой в своих поисках новых месторождений. Сокращение площади ледяного покрова, а также использование новейших технологий уже сейчас позволяют воплощать в реальность давнюю мечту: извлекать коммерческую выгоду из природных богатств этого необъятного региона земли. Эта мечта может стать действительностью и в ближайшем будущем при условии, что котировки углеводородного сырья будут поддерживаться на привычных для нас в последнее время отметках. В этой сфере, кажется, инициативу захватили снова русские, хотя ни норвежцы, ни канадцы, ни американцы не думают отставать.
С середины 80-х годов XX века экологические вопросы начали приобретать особую важность. Вследствие обнаружения озоновой дыры, чернобыльской ядерной катастрофы и нефтяной утечки после аварии танкера «Эксон Вальдес» на Аляске главное темой, волнующей Правительства стран и общество в целом, стала защита окружающей среды
Позднее, пришёл черёд климатических изменений, вызванных растущим объёмом выбросов в атмосферу парниковых газов. И даже были предприняты попытки принятия соответствующих мер, утверждённых в рамках Киотского протокола. Но наступил кризис. И парниковый эффект, борьба с климатическими изменениями и разного рода выбросы отошли на второй план, где остаются и по сей день. Всё же, иногда новости о зафиксированном уменьшении площади ледяного покрова в Арктике нам напоминают о существовании проблемы и очередной необходимости её скорее быстрого, нежели запоздалого решения.
Хуан Карлос Мартинес Ласаро. Преподаватель. IE Business School