Выбрать страницу

Система управления качеством — это искусственный элемент приспособления производства к условиям внешней и / или внутренней среды функционирования. Необходимость создания или совершенствования системы управления качеством возникает тогда, когда появляются проблемы со сбытом или себестоимостью продукции традиционного качества, т.е. при изменении коммерческой среды.
Существует много выгод от внедрения эффективной системы управления качеством:
— Сокращение затрат на качество и увеличение эффективности за счет предотвращения исправлением;
— Повышение конкурентоспособности, а, следовательно, и прибыльности;
— Улучшение передачи знаний внутри организации;
— Повышение удовлетворенности служащих, поскольку они работают более эффективно.
Система управления качеством
Перед началом обсуждения общих рекомендаций по внедрению системы управления качеством на предприятии, поставим вопрос, ответ на который очевиден для специалистов, но не для большинства руководителей предприятий. Многократно проверено на практике, что последние в словосочетании «система управления качеством» слышат только слово «качество». Они считают, что речь идет о том, что касается, прежде всего, контроля за качеством продукции, услуг и т.п.. Исходя из такого понимания, руководители считают внедрение системы управления качеством определенным локальным задачей, которую можно решить, привлекая только службу контроля качества и не выделяя на эту работу дополнительных ресурсов.
К построению системы управления качеством следует относиться не как к локальной задачи, а как к большой, сложной, ответственной работе, которая касается всего коллектива предприятия, начиная с руководителя и требует значительных затрат времени и других ресурсов. Считается, что существует две основные цели разработки системы управления качеством. Первая и главная-улучшение, благоустройство, оптимизация работы предприятия, обеспечение его дееспособности, конкурентоспособной качества продукции, повышение эффективности производства. Вторая, общая цель разработки — продемонстрировать потребителю, что предприятие может стабильно выпускать продукцию заданного уровня качества. Если для достижения первой цели достаточно просто разработать и внедрить на предприятии систему управления качеством, то для второй необходимо еще и получить соответствующий сертификат.
При внедрении системы управления качеством и работе с ней нужно помнить, что требования разработанной в ее рамках документации являются обязательными для исполнения. С другой стороны, при необходимости они могут быть изменены, конечно, соблюдая определенные процедуры и не выходя за рамки требований ISO 9001:2000. Такие изменения не только допустимы, но и является требованием самого стандарта по постоянному совершенствованию.
Предприятие может получать реальную пользу от системы управления качеством еще задолго до ее внедрения. Это может произойти за счет того, что в процессе разработки при описании структуры и взаимодействия процессов оказываются «узкие места», противоречия и т.п.. Сразу же после их обнаружения можно начинать планировать действия по устранению этих недостатков, но разработку системы управления качеством можно использовать и для их исправления.
Таким образом, не нужно пытаться достичь «абсолютного идеала» при разработке системы, все равно ее окончательный вариант не будет никогда воплощен, а реальные ошибки и недостатки системы окажутся только во время работы. Во-вторых, если в процессе работы работник видит, что что-то в документации системы его не устраивает, то он не должен выполнять неоптимальные действия дальше только потому, что это когда-то было записано. Ему следует инициировать изменения в устаревшей документации и тем самым способствовать совершенствованию системы.
Рекомендации должны быть всем понятными и принятыми не только высшим руководством, но и средним звеном менеджеров. Цель состоит в том, чтобы руководители подразделений поняли предпочтения систематического управления для собственной сферы деятельности. Оценка эффективности действующих в России систем управления качеством позволит выявить современные предприятия, будут конкурентоспособными как на внутреннем рынке, так и на внешнем.