Выбрать страницу

Система показателей оценки конкурентоспособности продукции, характеризующих эффективность рынка сбыта товаров-изделий фирмы-продуцента, основанные на информации управленческого учета

В современных мировых интеграционных процессов в Международной экономике, как на практическом, так и на теоретическом уровне, возникает множество проблем. Несомненно, одной из них выступает разработка и внедрение в практическую деятельность системы показателей оценки конкурентоспособности продукции, которые в полной мере характеризовали эффективность рынка сбыта товаров фирмы, основанные на информации управленческого учета.
Рассмотрев теоретические источники и другие, можно сделать вывод, что существует множество нерешенных вопросов, ключевое место среди которых занимает проблема, определения системы показателей оценки конкурентоспособности продукции, характеризующих эффективность рынка сбыта товаров фирмы, основанные на информации управленческого учета.

Использование данных управленческого учета в исследовании эффективности рынка сбыта продукции предприятия в первую очередь предполагает, что деятельность фирмы-продуцента промышленных видов продукции должна оцениваться не только по показателям, характеризующим производственно-сбытовую деятельность предприятия, но и по показателям, которые предоставляют оценку конкурентоспособности продукции. Эти показатели должны быть включены в перечень показателей управленческого учета предприятия.

Именно на такой точке зрения стоят руководители предприятий, прямо указывают на то, что для полноценного исследования эффективности рынка сбыта продукции предприятия, решающее значение имеет разработка системы показателей управленческого учета для оценки конкурентоспособности продукции.
Потребность включения показателей оценки конкурентоспособности продукции в общую систему показателей управленческого учета исследования эффективности рынка сбыта продукции предприятия и использования наряду с другими показателями для оценки эффективности рынка сбыта продукции предприятия вытекает из той теоретической предпосылки, что эффективность рынка сбыта продукции предприятия и конкурентоспособность находятся во взаимной связи и взаимной зависимости. Эти связи и взаимозависимости могут действовать не только в одном, но и в противоположных направлениях. Однако факторы, которые действуют в противоположных направлениях, а не антагонистичны и могут быть преодолены в интересах предприятия.
Оценка конкурентоспособности
В это время на ряде предприятий сложилось такое положение, при котором показатели, характеризующие конкурентоспособность продукции, не входят в систему показателей управленческого учета исследования эффективности рынка сбыта продукции предприятия и не служат критерием оценки маркетинговой деятельности предприятия, на наш взгляд, не согласуется с требованиями, выдвигает современный рынок к субъектам хозяйственной деятельности, так как создает условия для достижения лучших показателей по объему выпускаемой продукции и затратами на ее производство и т.д. за счет, например, ухудшение качества непосредственно влияет на эффективность рынка сбыта продукции предприятия.
Поэтому представляется необходимым на каждом предприятии разработать такую систему показателей оценки конкурентоспособности продукции, создавала бы возможность улучшить исследования эффективности рынка сбыта продукции.
В основу этой системы должны лечь так называемые показатели оценки конкурентоспособности продукции, характеризующие эффективность рынка сбыта продукции субъекта хозяйственной деятельности.
Очень важно творчески подходить к определению перечня показателей эффективности рынка сбыта продукции предприятия. На наш взгляд, важно начальная предпосылка эффективности рынка сбыта продукции предприятия является в следующем: показатели работы каждого субъекта хозяйственной деятельности должны стимулировать то, что является главным для них в том или ином рынке. Показатели оценки конкурентоспособности продукции необходимо устанавливать дифференцированно с учетом полезного эффекта и цены потребления продукции каждой фирмы-продуцента. Система этих показателей должна быть простой и наглядной, не перегружает и не затрудняет перечень показателей управленческого учета, исследования эффективности рынка сбыта продукции предприятия. Вместе с тем требуется следующий перечень показателей, с помощью которого можно было бы предоставить достаточно полную и объективную оценку конкурентоспособности продукции. Поэтому нужно, чтобы система показателей оценки конкурентоспособности продукции вполне реально отражала эффективность рынка сбыта продукции предприятия в этом направлении и фирмы-продуценты должны иметь полную возможность, активно влиять на показатели. Также нужно, чтобы система показателей основывалась на прогрессивной планово-расчетной базе и установленных на предприятиях системах учета и отчетности.
В частности, для предприятий может быть использован следующий перечень показателей управленческого учета для оценки конкурентоспособности продукции – по :

    нормативным параметрам;
    техническим параметрам;
    экономическим параметрам;
    интегральный показатель конкурентоспособности.

Указанные показатели оценки конкурентоспособности улучшат процесс.