Выбрать страницу

Наземными транспортными средствами являются такие, кото­рые перемещаются по суше в отличие от воздушных и морских, пе­редвигающихся соответственно по воздуху и воде. Наземные транс­портные средства классифицируют на рельсовые и безрельсовые. Первые предназначены для перемещения по фиксированным путям и включают железнодорожные транспортные средства и легкие ко­лейные машины. Вторые могут двигаться в различных направле­ниях по суше; к ним относятся дорожные и внедорожные транс­портные средства. Данная книга посвящена рассмотрению механи­ки безрельсовых транспортных средств. Главной целью изучения этой механики является установление основных принципов рацио­нальной разработки, конструирования, оценки и выбора транспорт­ных средств для обеспечения их соответствия различным эксплуа­тационным требованиям.

Система водитель—машина—дорога

Система водитель—машина—дорога

Вообще характеристики наземных транспортных средств могут быть описаны в виде показателей их эксплуатационных свойств, управляемости и плавности хода. Эксплуатационные характеристи­ки включают способность машины разгоняться, создавать тяговую силу, преодолевать препятствия и замедляться. Показатели управ­ляемости представляют интерес для изучения реакции машин на сигналы водителя и их способности стабилизировать движение при воздействии внешних возмущений. Показатели плавности хода ха­рактеризуют колебания машин, вызываемые неровностями опор­ной поверхности, их воздействием на пассажиров и перевозимые грузы. Теория наземных транспортных средств связана с изучением эксплуатационных свойств, управляемости и плавности хода, их за­висимости от конструкции для различных условий окружающей среды.