Выбрать страницу

– Насколько и чем рынок автозапчастей Дальнего Востока отличается от рынка соседней Сибири?
– Очевидный момент, о котором все имеют полное представление – преобладание праворульных автомобилей в парке и сильная приверженность местных автомобилистов ко всей продукции, на которой стоит клеймо made in Japan. Кроме того, здесь достаточно популярным остается такой способ приобретения необходимых запчастей, как авторазборы – в Дальневосточном федеральном округе они по-прежнему чрезвычайно распространены.
Конечно, стоит отметить и тот факт, что в Сибири потребитель гораздо более лояльно относится к европейским иномаркам: такую лояльность на Дальнем Востоке довольно трудно представить. В Сибири в парке имеется серьезное количество европейских моделей с длительным пробегом, на Дальнем Востоке если такие автомобили и приобретаются, то, как правило, совсем «свежие» – не старше, скажем, 2010 года.
– А если касаться присутствия в парке корейских автомобильных марок – сильно ли отличается в этом плане ситуация в двух соседних регионах?
– Думаю, что не сильно. В дальневосточном округе число корейских машин растет, автомобилист к ним намного более лоялен, чем к «европейкам». Так что рост корейской составляющей парка – это, пожалуй, единственная деталь, которая как-то объединяет автомобильную ситуацию Дальнего Востока с тем, что происходит не только в Сибири, но и во всей России в целом.
– Ваша компания, очень крупный игрок федерального уровня, давно уже работает за Уралом, в том числе и в дальневосточном регионе. Насколько нам известно, сейчас – в последнее время – происходит новый виток экспансии крупных федеральных компаний на восточный рынок. Как у них складывается конкурентная ситуация с такими фигурантами, как Ваша компания и с местными, давно работающими крупными продавцами запчастей?
– Действительно, можно говорить о новом этапе освоения Востока федеральными игроками, идет активное появление новых «лиц». Однако я не стал бы говорить о какой-то крайне напряженной конкуренции в связи с этими новыми обстоятельствами. Как правило, новыми крупными игроками выступают компании из европейской части России, и даже прежде всего из центрального округа. Такие компании обычно имеют определенный набор, пакет брэндов, который они предлагают рынку – и который не всегда в полной мере отражает потребности клиентов ДФО. Они рассчитывают на определенную аудиторию, успех в конкретных сегментах. Кроме того, здесь они не могут в той же степени, что у себя «дома» отладить логистические процессы – это довольно сложно, поэтому преимущества в логистических вопросах у них в основном нет.
И получается, что конкуренция между ними, давно работающими федеральными игроками и местными грандами бизнеса по продаже запчастей не очень остра.
– Можно ли сказать, что, по сути, такого рода компании организуют свой бизнес по нишевому принципу?
– Да, пожалуй так можно выразиться. Хотя, кстати, с их приходом получили новый толчок современные технологии продаж; я имею в виду нынешний рост интернет-услуг в сфере автозапчастей.
– Интернет-торговля стала активно развиваться с их приходом?
– Конечно, нельзя сказать, что Дальний Восток – отсталый регион в отношении этой технологии. Нет, разумеется здесь подобная торговля довольно развита, есть много своих игроков, которые заинтересованы в ее развитии. Я хочу сказать, что многие новые федеральные игроки делают принципиальную ставку на интернет, как они привыкли в своих регионах – и это дополнительно подстегивает соответствующий сегмент на Дальнем Востоке.
– Отмечается ли в регионе значительный рост продаж запчастей через станции технического обслуживания и уход розницы на второй план?
– Да, насколько я могу наблюдать этот рост есть, и он явен. Все-таки с развитием сервисного предложения автомобилисты стали все лучше осознавать, что им нужна не запасная часть как таковая, а находящийся на ходу и отлично функционирующий автомобиль. Так что такие продажи будут безоговорочно расти и дальше. Насчет ухода розницы на второй план я бы не стал говорить – этого пока не происходит, она сохраняет свои позиции. Кстати, если говорить о рознице, можно отметить, что в Дальневосточном округе (конечно, в крупных его городах) как, наверное, нигде в России прижился формат продаж запчастей через гипермаркеты.
– То есть мы возвращаемся к тому, с чего начали – к основным особенностям рынка запчастей этого региона. Можно ли то, что Вы сейчас назвали, добавить в список наиболее ярких особенностей?
– Вполне можно.

Алексей СКЛЯРОВ,
руководитель отдела закупа компании «РоссКо»