Выбрать страницу

Процесс стратегического управления промышленным предприятием базируется на обработке огромного количества разнообразной информации. Как было показано в предыдущих разделах, эта информация касается как внутреннего состояния предприятия, так и его внешнего окружения. Большой удельный вес в общем информационном потоке играет учетная информация. К тому же бухгалтеры-аналитики и бухгалтеры-менеджеры «пропускают через свои руки» большие объемы другой (неучетной) информации. Имея такое количество информации, отдельные учетчики среднего уровня могут ошибочно решить, что именно они принимают определенные конечные стратегические управленческие решения, ведь они имеют наиболее полную, с их точки зрения, информацию. Такая позиция неверна. Бухгалтеры-аналитики и бухгалтеры-менеджеры участвуют в процессе управления, и является его неотъемлемой составной, однако основным их заданием является именно обеспечение информацией и ее интерпретация с целью принятия управленческих решений всей командой руководителей. При этом учетчики не должны использовать свой контроль над информационным потоком как рычаг власти для решения собственных потребностей и удовлетворения личных амбиций.

Основной задачей бухгалтерского учета с целью стратегического управления промышленным предприятием является именно обоснования принятия всего множества управленческих решений. От тактических и оперативных — до стратегических. Ведь стратегические решения состоят именно из тактических. Другими словами, бухгалтерский учет должен обеспечить предоставление необходимой информации в нужное время нужным людям (менеджерам).

При этом не следует думать, что «нужные люди» — это только высшие менеджеры. Да действительно, высшие менеджеры принимают стратегическую линию поведения предприятия. Но основная стратегия состоит из большого количества подстратегий второго, третьего и других уровней. Данные подстратегии разрабатываются, принимаются и, что главное, реализуются и контролируются на всех уровнях управления. Именно поэтому необходима учетная и аналитическая информация должна быть направлена и сосредоточена в едином сочетании стратегических решений различных уровней.

Стратегический стиль управления предприятием предполагает необходимость использования огромных объемов аналитической финансовой и нефинансовой информации. Однако исследователи этого вопроса предупреждают, что здесь нужна сдержанность. Иногда слишком много информации является худшим, чем когда ее очень мало. При этом рабочие должны получать именно ту информацию, а не необработанные данные.

Система бухгалтерского учета с целью стратегического управления промышленным предприятием должна обеспечить управленцев высококачественным аналитическим материалом на базе информации былое и настоящее. Также от системы бухгалтерского учета требуется предоставление прогнозов возможных последствий тех или иных решений. В случае, когда масса статистической информации за прошлые периоды, содержит информацию об определенных стандартных однотипных хозяйственных ситуаций, классические (стандартные) стратегические решения и последствия их принятия, то в этом случае прогнозные варианты развития событий будут достаточно точными и на их базе можно принимать верные стратегические решения. Однако большинство стратегических задач требуют именно уникального подхода, последствия решения, которых очень трудно спрогнозировать. Согласно этому, для достижения более точных вариантов прогнозируемых значений необходимо применять сложные методы моделирования решений, занимает много времени. Если система бухгалтерского учета будет очень долго обрабатывать данные для проведения такого анализа, а затем проводить такой анализ, то данные для принятия стратегического решения могут попасть к руководителю слишком поздно. За время обработки, анализа и передачи необходимой информации ситуация может измениться, а значит решение, которое будет принято, может оказаться неверным. При быстрой передаче данных ухудшается качество их обработки, и менеджеры могут просто не взять эти данные для использования и вообще отказаться от принятия стратегического решения.

Если руководители сами попытаются разобраться во всей массе предоставленной им информации, то в большинстве случаев они просто «утонут» в ней и также откажутся от принятия стратегического решения, или примут его без учета предоставленной информации.

Следовательно, информация должна предоставляться целенаправленно, дозировано и своевременно. В данном случае менеджеры могут более качественно проработать предоставленную им массу информации и сосредоточить свое внимание на рассмотрении альтернатив стратегических решений.