Выбрать страницу

Современное предприятие требует адекватной системы управления, которая обеспечит ему конкурентоспособность и устойчивое положение на рынке. Внедрение сбалансированной системы показателей (далее — ССП) является одним из направлений, что позволит внести весомый вклад в повышении эффективности управления предприятием. Актуальность темы данного исследования связана с необходимостью использования сбалансированной системы показателей, которая направлена на повышение эффективности управления финансовыми результатами предприятия.

Основные преимущества и ограничения внедрения сбалансированной системы показателей были проанализированы в трудах экономистов: Р. В. Руда, М. А. Кизим, А. А. Пилипенко, В. А. Зинченко. Возможности и риски практического внедрения системы или ее элементов исследуются в работах российских и отечественных экономистов: И.В. Котовская, И.В. Бойко. Исследованием прикладных аспектов применения ССП в области стратегического управления занимаются М.К. Колесник, С.А. Фаизова, Ж. Кокуева, и другие.

ЗСП можно определить как тщательно подобранный набор показателей, которые поддаются количественному измерению и основываются на стратегии предприятия. Если попытаться объяснить основную идею ЗСП одной фразой, то это может быть выражено следующим образом: оценивать следует целую систему показателей, принципиально связанных между собой.

Эффективное функционирование сбалансированной системы показателей напрямую зависит от того, насколько успешным будет процесс ее внедрения. Стратегические цели предприятия, задачи, меры для выполнения цели, измеряемые показатели достижения стратегических целей приводятся в карте внедрения сбалансированной системы показателей. Кроме этого при внедрении ССП учитывать влияние факторов макросреды.

Процесс внедрения ССП состоит из двух основных этапов, первый из которых является подготовительным, а второй — непрерывным циклическим процессом развертывания и доработки системы.

Для построения ССП оценки эффективности управления финансовыми результатами менеджерам необходимо ответить на четыре вопроса:

1. Как мы должны выглядеть в глазах наших акционеров или собственника предприятия, чтобы достичь финансовых результатов?

2. Как должны выглядеть в глазах наших потребителей, чтобы достичь желаемого финансового результата?

3. Как мы должны поддерживать способность к преобразованию и совершенствованию, чтобы реализовать свое видение финансового развития?

4. Какие бизнес процессы мы должны усовершенствовать, чтобы удовлетворить потребности наших акционеров?

Ответы на эти вопросы помогут определить четыре стратегические перспективы. Согласно ЗСП перспективой называется категория показателей эффективности. Для оценки финансового потенциала предприятия ССП использует четыре стандартные перспективы: финансы, производство, маркетинг и персонал.

При внедрении ССП необходимо учитывать влияние факторов макросреды (уровень инфляции, уровень доходов и покупательной способности населения, уровень политической и законодательной стабильности, налоговое законодательство).

Эффективное функционирование сбалансированной системы показателей напрямую зависит от того, насколько успешным будет процесс ее внедрения. Стратегические цели организации, задачи, меры для выполнения цели, измеряемые показатели достижения стратегических целей приводятся в стратегической карте внедрения сбалансированной системы показателей.

Следовательно, в современных условиях развития рыночной экономики функционирования каждого предприятия осуществляется в конкурентной среде. Любое предприятие стремится усовершенствовать механизм управления финансовыми результатами, удерживать контроль на рынке, быть первым среди конкурентов.