Выбрать страницу

На основе результатов сплошного исследования российских авиакомпаний,

проведенного зимой 2006–2007 года, в статье анализируются основные барьеры

входа в отрасль пассажирских авиаперевозок и их воздействие на возможности

конкуренции.

 

Мы делаем вывод о существовании значительных структурно-технологических

и поведенческих отраслевых барьеров входа, что ставит под вопрос существующее

представление об отрасли как отрасли с квазиконкуренцией в условиях

современной российской экономики. Респонденты, представители

авиакомпаний, называют именно административные барьеры в качестве наиболее

значимых с точки зрения ограничения конкуренции. В то же время институциональные

особенности отрасли приводят к вертикальной интеграции

«аэропорт — авиакомпания», что, в свою очередь, порождает фундаментальную

трансформацию по Уильямсону и создает предпосылки к снижению конкуренции.

 

 

Наше исследование также показало, что между вертикально интегрированными

структурами подобного рода и общественным благосостоянием существует

противоречивая взаимосвязь (trade-off).

 

В статье кроме всего прочего исследуются способы преодоления входных

барьеров. Используя методы эконометрического анализа, мы обнаруживаем,

что франчайзинг — это весьма эффективный способ преодоления входных барьеров

в отрасли авиационных пассажирских перевозок России.

 

Введение

 

Сектор авиационных пассажирских перевозок служит своеобразным индикатором

развитости экономики страны. По уровню предложения услуг в этой

отрасли можно судить о развитости инфраструктуры всей экономики, научнотехническом

потенциале отрасли, рыночной власти оперирующих в отрасли

компаний; по уровню спроса на авиаперевозки — о благосостоянии населения,

степени его мобильности. С точки зрения экономической политики наличие 

 корреляции между степенью развитости авиации и рынка авиаперевозок в стране 

говорит об эффективности экономической, промышленной, социальной

и институциональной политики государства. Все эти аспекты, безусловно, предопределяют

особый интерес к анализу рынка авиационных пассажирских перевозок.

 

Один из важных, с позиции экономиста, вопросов о рынке авиаперевозок

— возможность развития конкуренции и масштабы необходимого государственного

регулирования отрасли. Положительные результаты дерегулирования

авиаперевозок в США в 1970-е годы позволили рассматривать рынок авиаперевозок 

как рынок квазиконкурентный, или состязательный (соревновательный).

Для квазиконкурентного рынка характерны относительно высокая концентрация,

но незначительное отклонение цен от уровня конкурентных ввиду

реальной угрозы вторжения потенциальных конкурентов.

 

Исследования рынка авиаперевозок за рубежом показали, что на иностранных

рынках существует четкое деление бизнес-моделей пассажирских перевозок:

VIP-рейсы, чартеры, сетевые маршруты, low cost и т. д., тогда как на

российском рынке присутствует смешанный характер пассажирских авиаперевозок.

На Западе темпы роста грузовых авиаперевозок опережают темпы роста

пассажирских, а на отечественном рынке такая тенденция носит обратный характер.

Темпы обновления производственного оборудования значительно выше

на западных авиарынках, чем в России, где 80 % оборудования приходится на

затратные по топливу самолеты (на Западе аналогичный показатель составляет

порядка 5 %).

 

Цель данной работы — охарактеризовать сложившуюся структуру рынка

авиационных пассажирских перевозок в России и предпосылки ее эволюции.

 

Для достижения этой цели мы избрали следующий порядок изложения.

 

Во-первых, мы эмпирически оценим уровень конкуренции в данной отрасли,

опираясь на базу данных по всем действующим авиакомпаниям России.

И докажем, что рыночная структура в отрасли российских авиационных пассажирских

перевозок (АПП) в настоящее время не носит характер квазиконкуренции,

в отличие от авиаотраслей Западной Европы и США.

 

Во-вторых, покажем негативное влияние единой собственности (аффилированности)

«аэропорт — авиакомпания» на степень конкуренции в отрасли и

проанализируем положительные эффекты от вертикальной интеграции подобного

рода на уровень общественного благосостояния.

 

И наконец, выявим наиболее эффективные способы входа новых участников

на рынок авиационных пассажирских перевозок.