Выбрать страницу


Парк российских авиакомпаний в настоящее время составляет свыше 6500 ВС, в т. ч. около 2100 пассажирских, 950 грузовых самолетов и 2100 вертолетов.

В его составе 6 типов дальнемагистральных самолетов, 10 типов средне- и ближнемагистральных самолетов и 6 типов региональных самолетов. Эксплуатируемый парк включает ВС разных поколений, а именно:

       Морально устаревшие ВС: Ан-2, Як-40, Ан-24, Ту-134, Ту-154Б, Ил-62, Ан-8, Ан-12, Ан-26, Ми-2, Ка-26, Ми-8, Ми-6, Ми-10, отставшие на 1-2 поколения от зарубежных аналогов по технико-экономическим параметрам. Они составляют численную основу парка, поскольку период их эксплуатации затянулся в связи с падением объемов перевозок;

       Относительно совершенные ВС предыдущего поколения: Ил-86, Ту-154М, Як-42, Ан-74, Ил-76, Ан-124-100, семейство Ми-8МТВ, Ка-32, эксплуатация которых будет продолжаться и после 2010 г.; а также суда зарубежного производства: L-410, А310, B-737-200/400, B-757, DC-10-30F. Отечественные суда этой категории выполняют около 70% объемов перевозок, наиболее современные из них еще длительное время могут быть относительно конкурентоспособными благодаря сравнительно низкой стоимости при условии продления ресурсов, проведения модернизации;

       Суда последнего поколения: Ил-96-300, Ту-204-100, Ан-38, Ми-34, Ми-26, а также зарубежные B-777, B-767, В-737-700.

 

 

Магистральные пассажирские самолеты российского производства

Тип ВС

Кол-во ВС

Внесены в свидетельство эксплуатанта

Ил-96-300

14

14

Ил-86

66

48

Ил-62

70

49

Ту-214

6

6

Ту-204

14

9

Ту-154Б

153

82

Ту-154М

205

182

Ту-134

241

166

Як-42

94

63

Як-40

286

147

Ан-24

215

115

Ил-18

12

2

Ан-74

32

20

Итого

1408

903

 

 

 

ВС зарубежного производства

Тип ВС

Кол-во ВС

Внесены в свидетельство эксплуатанта

Boeing 737

11

8

Boeing 747F

2

2

Boeing 757

7

7

Boeing 767

14

14

Boeing 777

2

2

Airbus A310

6

6

Airbus А319

8

8

Airbus А320

7

7

DC-10

4

4

Falcon

6

4

BAe-125

4

4

Cessna

1

1

Gulfstream IV

1

1

DHC-8

3

3

Итого

76

71

 

 

 

Воздушные суда нового поколения в составе действующего парка (по состоянию на 01.01.2009 г.)

 

КОМПАНИЯ

Ил-96

Ту-204, Ту-214

Иностранные суда

ВСЕГО

«Аэрофлот—-РА»

6

 

31

37

«Домодедовские АЛ»

3

 

 

3

«Атлант-Союз»

1

 

 

1

«Россия»

1

3

 

4

«КрасЭйр»

 

4

 

4

«Сибирь»

 

2

 

2

«Кавминводыавиа»

 

2

 

2

«Дальавиа»

 

3

 

3

«Трансаэро»

 

 

11

11

ВСЕГО

11

14

42

67

 

 

 

Динамика провозной способности эксплуатируемого парка воздушных судов

Показатель

2005

2006

2010

2015

Сокращение суммарной пассажировместимости имеющегося сегодня парка магистральных самолетов, %

20

 

50

25

Сокращение численности парка Ил-62/М и Ту-154Б, %

 

50

 

 

Сокращение численности парка Ил-86, Ту-154М и Як-42, %

 

 

 

50

Сокращение располагаемой пассажировместимости региональных самолетов, %

50

 

 

90

 

 

Динамика провозной способности эксплуатируемого парка региональных самолетов

Показатель

2005

2006

2010

2015

Сокращение располагаемой пассажировместимости региональных самолетов, %

50

 

 

90

Сокращение численности имеющегося парка Ту-134, Ан-24, Як-40, Ан-28, L-410 и пассажирских Ан-2., %

 

50

 

 

 

Долговременный прогноз потребности авиакомпаний в поставках новых типов судов определен сочетанием ожидаемых изменений конъюнктуры авиарынка, рациональной структуры парка ВС и численности эксплуатируемых типов ВС, включая следующие факторы:

       Рост российского рынка авиационных авиауслуг в 2-3 раза к 2015 г. и укрепление его участников, исходя из современных макроэкономических прогнозов;

       Сокращение на 40-70% провозных возможностей различных сегментов эксплуатируемого парка к 2010 г., исходя из списания типов ВС как по отработке назначенных ресурсов, так и по ряду нересурсных факторов;

       Нарастающее несоответствие структуры парка и части эксплуатируемых типов ВС современным и перспективным требованиям к качеству перевозок;

       Появление на рынке современных предложений отечественной промышленности.

Рациональный состав парка ВС на 2015 г. по численности не превышает текущего уровня, но по структуре качественно отличается в соответствии с ожидаемой динамикой развития различных сегментов российского авиарынка.

Результаты комплексного исследования конъюнктуры авиарынков позволяют заключить, что до 2015 г. российский парк будет нуждаться в пополнении примерно 400 магистральными и 550 региональными самолетами вместимостью свыше 19 мест.

Потенциальный спрос охватывает все классы воздушных судов. Однако существующее сочетание избыточного устаревшего парка ВС с ожидаемыми умеренными темпами восстановления рынка авиауслуг определяет в значительной мере отложенный характер спроса на современную авиатехнику. До 90% его реализации ожидается после 2005 г. по мере завершения списания эксплуатируемого парка, устойчивого роста рынка перевозок и укрепления финансового положения его участников. Следствием этого является текущее критическое рыночное положение ряда уже существующих предложений новых сертифицированных типов самолетов.