Выбрать страницу

На современном этапе развития рыночных отношений существенно возрастают полномочия и ответственность работников, в частности, повышаются требования к компетентности, профессионального мастерства, способности к обучению и развитию, творческого мышления, умение работать в команде, выступает залогом обеспечения необходимого уровня качества на основе всестороннего учета человеческого фактора производства.
Для экономически развитых стран мира характерно глубокое взаимопроникновение методов развития персонала и систем управления качеством. Более того, лучшие достижения в области качества демонстрируют те страны (Япония, США, Великобритания), где методы управления качеством и развития кадрового потенциала функционируют как единый слаженный механизм.
Совершенствование систем управления качеством в России и подкрепление их практическим опытом позволяют сделать акцент на том, что человеческий фактор требует более тщательного сосредоточения, ведь правильный подход к использованию человеческого потенциала и интеллекта, таланта и знаний персонала, можно с успехом использовать в деле повышения качества, и обусловливает актуальность темы исследования.
Обоснование значимости персонала занимает значительное место в работах всемирно известных классиков менеджмента качества — Деминга Э., Джурана Дж., Исикавы К. Меллера К. Смита Б., Тагути Г., Фейгенбаума А., Шухарта В. и др..
Целью статьи является определение значения персонала в пределах функционирования системы управления качеством на основе учета лучшего мирового опыта теории и практики управления.
Роль персонала в управлении качеством
Значимость роли человека в системе качества организации особенно возрастает благодаря тесной взаимосвязи менеджмента качества с такими направлениями теории управления, как концепция всеобщего менеджмента качества (Total Quality Management), японский подход «кайзен», развитие института лидерства, формирование организационной культуры, управления изменениями, управления знаниями, организация, постоянно учится, инвесторы в людей.
Развитие персонала и его привлечения к совершенствованию является неотъемлемой составляющей системы менеджмента качества, построенной на принципах концепции TQM, которая оказывает существенное влияние на деятельность по управлению качеством с 50-х гг. по настоящее время. Можно сказать, что TQM — это прежде люди, которые готовы постоянно искать возможность совершенствования как собственной деятельности, так и деятельности предприятия в целом, а также — руководители, которые всегда готовы выслушать и поддержать предложения, направленные на совершенствование.
Полный потенциал работников высвобождается через общий набор ценностей, создание культуры доверия и предоставления им полномочий. Создается благоприятный фон для привлечения всех людей к активности и информационного обмена, который поддерживается возможностями обучения и повышением квалификации. Работники рассматриваются не как пассивные исполнители распоряжений и инструкций, а как творческая сила, которая активно влияет на работу предприятия. Предприятие разделяет со своими работниками ответственность за результаты своей работы, за качество продукции (услуг), за экономическое положение.
Предоставление работникам широких полномочий подкрепляется разветвленной системой их обучения и информирования, не ограничивается только вопросом выполнения непосредственных обязанностей, а включает вопросы, необходимые для развития предприятия в целом.
По мнению многих исследователей, процесс построения и внедрения системы менеджмента качества наиболее целесообразно начинать с осознания института лидерства, которое является одним из основополагающих принципов международных стандартов ISO серии 9000 и концепции TQM. Все больший рост значимости лидерства дает основания говорить о постепенной замене концепции TQM концепцией общего лидерства на основе качества (Total Quality Leadership).
Лидеры развивают культуру организации, обеспечивают единство и четкость ее целей, создают среду, в которой люди могут достигать совершенства. Они управляют ресурсами и cпрямовують усилия организации в направлении совершенствования. Политика и стратегия распространяются структурированная и систематическим образом по всей организации, включая все виды деловой активности. Поведение людей находится в соответствии с ценностями организации, ее политикой и стратегией. Основной акцент в деятельности лидеров делается не на принуждении, приказе, контроле, а на убеждении, разъяснении, поощрении.
Поддержанию ориентации организации на высокое качество должна способствовать и ее культура — система базовых норм, ценностей, правил поведения и убеждений, которые принимаются как должное большинством членов организации.
Эффективное управление изменениями в организации осуществляется благодаря: убеждению в необходимости изменений; осуществлению прорыва в знаниях осуществлению прорыва в мышлении; прорыва в поведении.
Актуальное значение приобретает организация управления знаниями — создание таких условий, при которых накопленные знания и опыт эффективно используются для выполнения важных для организации задач. Создается культура постоянного совершенствования.
Постоянное обучение является основой для того, чтобы становиться лучше. Поощряются оригинальные мысли и нововведения. Четко осознается, что лучшим становится тот, кто ищет собственные пути к успеху, а не ограничивается выполнением общепринятых стандартов.
Важным достижением в области управления развитием кадров является создание в Великобритании в 90-х гг. национального стандарта «Инвесторы в людей», принципы которого включают: 1) обязанность инвестировать средства в персонал для достижения целей организации, 2) планирование, каким образом навыки каждого работника и команды в целом должны быть развиты для достижения этих целей, 3) действие — проведение мероприятий по развитию и использованию необходимых навыков и умений по детально продуманной и непрерывной программы, которая непосредственно связана с бизнес — целями, 4) оценка результатов тренинга и развития для побуждения работников к достижению целей, ценностей и потребностей более высокого уровня. Актуальность стандарта «Инвесторы в людей» обусловлена тем, что он эффективно используется многими организациями как дополнение или как основа для дальнейшего внедрения других стандартов, в частности ISO серии 9000 и ISO серии 14000, а также Европейской модели качества основой которой являются концепции всеобщего управления качеством (TQM).
На основе проведенного исследования следует сделать следующий вывод: эффективное функционирование системы качества и управления ею зависит от персонала, который обеспечивает возможность совершенствования, как собственной деятельности, так и деятельности предприятия в целом, тем самым обеспечивая получение максимальной прибыли.