Выбрать страницу

Для многих рижан зримым напоминанием о том, что живут они у моря, чаще всего служат белоснежные круизные лайнеры да многоэтажные паромы, швартующиеся на набережной у причалов Рижского пассажирского терминала. А ведь сам порт – это немалая часть города, 6000 гектаров: причалы, терминалы, склады, подъездные пути… Так сложилось веками. Из года в год небольшой поселок ливов на правом берегу Даугавы встречал корабли немецких, скандинавских, голландских купцов. И назывался этот путь «из варяг в греки» Янтарным.

Здесь работают более 20 тысяч человек, порт располагает разветвленной инфраструктурой и сложной системой управления. До 75% грузооборота Рижского свободного порта составляют транзитные грузы, направляемые в страны СНГ или получаемые из них. Проектная мощность порта позволяет перевалить до 45 миллионов тонн различных грузов в год.
Ну, а самое главное, порт – кормилец города. В нынешней экономической ситуации в столице осталось не так много крупных предприятий, способных поддерживать городской бюджет. В этом смысле порт можно сравнить с трудолюбивой лошадкой, которая тащит свой воз — в любую погоду.
Бытует мнение, что Рижский свободный порт вполне может стать вторым Амстердамом в Восточной Европе.
А почему бы и нет! Так или иначе, мы приближаемся к этому, как используя природные преимущества Балтики, так и совершенствуя работу порта, модернизируя портовое хозяйство. Конечно, в мире есть и другие порты, с привлекательными свойствами, но одно наше преимущество игнорировать невозможно: наш порт удобен и Востоку, и Западу. Надо только умело этим преимуществом воспользоваться.
И я считаю, что наш порт гармонично развивается, используя все свои возможности. Так, недавно Рижский свободный порт посетило судно «NYON», и на терминале RCT было перегружено 70 тысяч тонн угля, после чего судно продолжило свой рейс в Амстердам.
Порт впервые принял такое большое судно. И это своего рода событие — свидетельство нашей правильной стратегии. Тем самым порт как бы вошел в «высшую лигу», заявил себя, как серьезный игрок в балтийском регионе.

Образно говоря, порт можно сравнить с дойной коровой. Но ведь известно, что получать большие надои можно, если коровку хорошо кормить. Что делается для того, чтобы порт получал все необходимое для своего развития?
Нужно сказать, что порт служит Латвии очень многие годы и даже в самые сложные экономические периоды он был доходным. Например, в минувшем, кризисном, году через него прошли почти 30 миллионов тонн грузов. Перевалка одной тонны приносит 10 евро дохода. Нетрудно подсчитать, какие деньги оседают в Латвии. И это не исключительный результат. Только в январе этого года предприятия свободного порта обработали около 2,7 миллиона тонн грузов, а это, между прочим, на 23, 3 процента больше, чем в минувшем году. Я считаю, что этот результат достигнут, благодаря правильной стратегии развития. А еще надо учесть, что зарплата работающих в порту в среднем на 20-30 процентов выше, чем в городе. И все они платят подоходный налог, что отражается на городском бюджете.