Выбрать страницу

Речные перевозки представляют собой прекрасную альтернативу другим видам транспорта либо дополняют их в цепочке поставок.
Преимущества речного транспорта:
•• Безопасность и экологическая чистота,
•• Работа на внутренних маршрутах и за рубежом,
•• Высокая пропускная способность,
•• Современный флот,
•• Инновационные логистические решения,
•• Информационные технологии управления цепочками поставок и движением судов,
•• Сравнительно невысокие издержки,
•• Высокая степень надежности и точности доставки.
Речные перевозки
Две трети всех перевозок грузов в Нидерландах приходится на доставку товаров в магазины.
За редким исключением заменить автотранспорт другими видами транспорта в сложившихся цепочках поставок не представляется возможным.
По оценкам экспертов, только 20% грузооборота автотранспорта реально переориентировать на другие виды транспорта, в первую очередь на речной и железнодорожный. При этом в большинстве случаев все равно потребуется довозка автотранспортом до места погрузки и с пункта выгрузки – получателю.
Однако надо понимать, что «всего лишь 20%» – это на самом деле весьма внушительный объем, составляющий порядка 200 млн тонн в год.
Теоретически, с точки зрения номенклатуры грузов, объемов партий и требований к частоте отправок этот груз вполне реально перевозить альтернативными видами транспорта – железной дорогой или по реке.
Поэтому значительный упор делается на стимулировании использования этих сравнительно экологически чистых и безопасных видов транспорта.
Переориентация грузопотоков проходит под лозунгом: «По реке и железной дорогой – когда есть возможность, автотранспортом – когда нет другого выбора».

В Голландии работают 389 речных портов
Сегмент речных портов формирует прямую добавленную стоимость в размере 5,7 млрд евро, опосредованная добавленная стоимость составляет 8,9 млрд евро. В этом сегменте занято порядка 66 тыс. человек.
По внутренним водным путям в Нидерландах перевозится более половины всех товаров и около 40% всех контейнерных грузов. На данный момент в стране работают более 20 речных контейнерных терминалов. Кроме того, 10 терминалов работают в соседней Фландрии и 20 – в Германии.
На все терминалы действуют регулярные речные сервисы. Постепенно на основе этих сервисов формируется единая сеть речных перевозок, предлагающая в том числе регулярные перевозки на короткие (менее 50 км) расстояния.
На сегодня по внутренним водным путям в основном перевозятся грузы, прибывающие из или отправляющиеся на морские порты. Со временем, когда эффективность работы сети терминалов на внутренних водных путях повысится, увеличится и доля региональной дистрибуции потребительских товаров и внутриевропейских перевозок грузов (экспорт, импорт) в грузообороте речного транспорта.

Новые мощности в речных портах
В начале марта 2008 года в порту Нойс на Рейне, работающем в тесной связке с портом Роттердам, началось строительство дистрибуционного центра площадью 84 тыс. кв. м. Стоимость логистического комплекса оценивается в 80 млн евро.
Примерно в это же время в Дуйсбурге компания Garbe Logistics начала строительство логистического центра площадью 48 тыс. кв. м, включая 7,7 тыс. кв. м, предназначенные для хранения рефрижераторных грузов.
Объем инвестиций в проект составит 45 млн евро.
Еженедельно между Роттердамом и Дуйсбургом осуществляется 28 отправок железнодорожных маршрутов и 19 рейсов речных судов. Частота сообщения между Роттердамом и Нойсом – 10 отправок по железной дороге и 5 рейсов по реке в неделю.

CASE STUDY
Одна баржа по реке перевозит одновременно намного больший объем груза, чем грузовик, что явно говорит в пользу внутреннего водного транспорта.
Речное судно ро-ро способно взять на борт не менее 600 автомобилей. Если перегрузить контейнеры с речной баржи средней контейнеровместимости на автотранспорт, грузовики выстроятся на 2 километра. Сегодня 50% всех контейнеров, которые отправляются в Германию, перевозятся туда речным транспортом. На практике для этого требуется всего 30 судов.
Основные типы контейнеровозов, используемых на перевозках по рекам и каналам Нидерландов:
Контейнеровоз класса Kempenaar (длина 63 м, •• ширина 7 м, осадка 2,5 м, вместимость 32 TEU),
•• Контейнеровоз длиной 110 м, шириной 11,4 м, с осадкой 3 м, вместимость – 200 TEU,
•• Контейнеровоз класса Jowl (длина 135 м, ширина 17 м, осадка 3 м, вместимость 470 TEU).