Проведение таможенного контроля в Республике Казахстан

Проведение таможенного контроля в Республике Казахстан.

Таможенный контроль — это деятельность должностных лиц таможенного учреждения по проверке товаров, транспортных средств, физических лиц, пересекающих таможенную границу государства, с целью недопущения нарушения норм таможенного законодательства.К формам таможенного контроля следует отнести следующие:таможенный досмотр товаров и транспортных средств;

в случае необходимости проведение личного досмотра физических лиц;

 

ведение учета товаров и транспортных средств;

 

проведение осмотра магазинов беспошлинной торговли, свободных складов, таможенных складов, складов временного хранения и иных объектов находящихся в сфере таможенной деятельности.

 

Таможенный досмотр товаров и транспортных средств, равно как и другие формы таможенного контроля, означает не только проверку самих товаров и транспортных средств, но и изучение сопроводительных, таможенных документов, сличение сведений, записанных в документах, с фактическими данными. Если потребуется, таможенные органы имеют право запросить банки и иные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции, данные о состоянии счетов лиц, перемещающих через таможенную границу товары и транспортные средства. Правоохранительные, налоговые и другие государственные органы должны сообщать в таможенные органы сведения, необходимые для более внимательного проведения таможенного контроля.

 

Личный досмотр как исключительная форма таможенного контроля проводится по письменному решению руководителя, если есть серьезные основания полагать, что «физическое лицо, следующее через таможенную границу Республики Казахстан либо находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне международного аэропорта, скрывает при себе и не выдает товары, являющиеся объектами нарушения законодательства Республики Казахстан (ст.448 Таможенного Кодекса РК).

 

Таможенный контроль осуществляется в специально отведенных зонах таможенного контроля. Передвижение товаров, совершение коммерческой деятельности внутри этой зоны допускаются только с разрешения таможенного органа. Товары находятся по таможенным контролем в течении срока, отпускаемого под тот или иной таможенный режим. При вывозе товаров с таможенной территории Казахстана начало таможенного контроля приходится на момент принятия таможенным органом таможенной декларации. Заканчивается таможенный контроль в момент пересечения этих товаров таможенной границы. Инструкция о порядке создания и обозначения зоны таможенного контроля, утвержденная приказом Таможенного комитета Министерства государственных доходов Республики Казахстан от 3 ноября 1999 года, определяет, что основанием для признания мест зоной таможенного контроля являются: «решение о признании мест временного хранения, свободного склада, таможенного склада; регистрационные документы о месте нахождения таможенного органа; решение таможенного органа об установлении мест таможенного оформления, в том числе в аэропортах, железнодорожных станциях, решение Правительства Республики Казахстан о создании (открытии) международного пункта пропуска» (п.4).

 

«Перемещение товаров и транспортных средств в пределах зоны таможенного контроля, а также через ее границу, не совпадающую с государственной границей (за исключением случаев перемещения через таможенную границу Казахстана), хозяйствующими субъектами, находящимися в зоне таможенного контроля, физическими лицами, постоянно в ней проживающими, гласит пункт 11 Инструкции — производится по документам, удостоверяющими личность, и по специальным пропускам на транспортные средства. Должностное лицо таможенного органа на основании своего служебного удостоверения имеет право доступа в любое помещение, на территорию, если это необходимо для проведения надлежащего таможенного контроля».

 

К методам проведения таможенного контроля можно отнести:

 

привлечение специалистов, экспертов для более тщательного проведения таможенного контроля;

 

проведение идентификации транспортных средств и товаров, помещений;

 

проверка финансовой деятельности юридических и физических лиц, перемещающих товары через таможенную границу;

 

проверка внешнеэкономической деятельности этих лиц;

 

проведение выборочного контроля.

 

Теперь более подробно об этих методах таможенного контроля. Таможенные органы для проведения таможенного контроля специфических товаров, а также с целью решения возникших проблем, разрешение которых требует специальных знаний, могут приглашать специалистов, экспертов из государственных органов, учреждений, из частных, предпринимательских структур, известных ученых.

 

Другим методом таможенного контроля является идентификация товаров и транспортных средств. Идентификация — это отождествление товара или транспортного средства. Действия по идентификации проводят с целью быть уверенным в том, что этот товар именно тот самый товар, это транспортное средство — то самое транспортное средство, которые были задержаны, или находятся под контролем, или на хранении и т.д. Достижение цели идентификации делается путем наложения пломб, бумажных заклеек с печатями, посредством взятия проб и образцов этих товаров, путем описания товаров, их фотографирования, изготовления чертежей по этим товарам, иллюстраций и т.д. Убирать, стирать все эти пломбы, наклейки и прочие маркировки можно только с разрешения таможенного органа. В порядке исключения средства идентификации без разрешения таможенного органа можно убирать, если появилась реальная угроза уничтожения всего товара или его существенной порчи. Но об этом обстоятельстве незамедлительно информируется таможенный орган.

 

Так же относятся к методу осуществления таможенного контроля проверка как финансовой, так и внешнеэкономической деятельности предприятия, учреждения. Проверку этой деятельности предприятия, фирмы производят для того, чтобы обеспечить исполнения норм казахстанского законодательства и международных соглашений Казахстана, контроль за соблюдением которых возложен на таможенные учреждения страны. Такую проверку производят, когда есть основания полагать, что законодательство республики и нормы международных соглашений Казахстана не исполняются или исполняются не в должной форме.

 

Выборочный таможенный контроль как метод используется в процессе проведения таможенного контроля. Если есть все основания полагать, что все товары имеют легальный характер, это видно из результатов произведенного выборочного контроля, то и нет особой необходимости в тотальной, всеохватывающей проверке. Поэтому временами применяют этот метод таможенного контроля.

 

Неприменение других методов и форм таможенного контроля, а также освобождение от контроля не означают, что предприятие, фирма, физическое лицо свободны от исполнения положений таможенного законодательства и норм международных соглашений и договоров республики. В любое время выборочному контролю может, быть подвергнут проведение любого вида таможенного контроля.

 

Не исключено и проведение таможенного контроля и после выпуска товаров и транспортных средств. Обычно дополнительный контроль производят при наличии тех или иных оснований. Так, в статье 215 Закона «О таможенном деле» сказано: «Вне зависимости от выпуска товаров и транспортных средств таможенный контроль за этими товарами и транспортными средствами может производиться в любое время, если имеются достаточные основания полагать о наличии нарушения законодательства Республики Казахстан или международных договоров Республики Казахстан, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Республики Казахстан». В этом случае таможенными органами проверяется наличие товаров, проводится их дополнительный досмотр, проверяются коммерческие документы, особенно те, которые имеют отношение к внешнеэкономической деятельности. Такая проверка, перепроверка обычно производится по месту нахождения декларанта, а также тех лиц, которые имели отношение к перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан. При обнаружении нарушений норм закона и международных договоров Казахстана лица, виновные в их нарушении, несут предусмотренную законом ответственность.

 

Товары и транспортные средства находятся под таможенным контролем с момента его начала и до завершения в соответствии с таможенным режимом:

 

при ввозе таможенный контроль начинается с момента пересечения товаров и транспортных средств таможенной границы Республики Казахстан и завершается при выпуске товаров и транспортных средств для свободного обращения на территории Республики Казахстан либо при обратном пересечении таможенной границы Республики Казахстан. При вывозе таможенный контроль начинается с момента принятия таможенной декларации. Таможенный контроль товаров и транспортных средств, вывозимых за пределы таможенной территории Республики Казахстан, завершается в момент пересечения таможенной границы Республики Казахстан;Таможенные органы вправе принудительно останавливать товары и транспортные средства, перемещаемые под таможенным контролем.

 

Таможенный контроль за транспортными средствами и товарами, перевозимыми по территории Республики Казахстан автомобильным транспортом, в том числе после перезагрузки товаров с других видов транспорта на автомобильный, вне мест расположения таможенных органов Республики Казахстан, производится в целях выявления следующих товаров:

 

а) ввезенных в Республики Казахстан помимо таможенного контроля либо перемещенных через границу Республики Казахстан обманным путем с использованием документов или средств идентификации;

 

б) не представленных в установленные сроки в таможенный орган назначения;

 

в) оформленных в государствах — участниках Таможенного союза с нарушением правил, установленных совместными нормативными правовыми актами таможенных служб государств — участников Таможенного союза;

 

г) подакцизных, подлежащих маркировке акцизными марками, перевозимых без таких марок либо с марками не установленного образца;

 

д) иных товаров, являющихся непосредственными объектами таможенных правонарушений.

 

Таможенный контроль за товарами и транспортными средствами может производится в дневное и ночное время суток на территории Республики Казахстан непосредственно вдоль таможенной границы по рубежу дислокации приграничных таможенных постов и пунктов пропуска (на прилегающих объездных и проселочных дорогах). В исключительных случаях при проведении оперативных мероприятий в соответствии с приказом и планом, утвержденным начальником таможенного органа или лицом, его замещающим, а также при проведении иных оперативно-заградительных мероприятий таможенный контроль за товарами и транспортными средствами осуществляется на внутренних автодорогах Республики Казахстан. Таможенный контроль за товарами и транспортными средствами проводится таможенными нарядами непосредственно вдоль таможенной границы (на объездных и проселочных дорогах). Конкретные направления осуществления контроля и количества таможенных нарядов определяются начальниками таможенных органов Республики Казахстан.

 

Таможенные органы Республики Казахстан особое значение уделяют контролю за ввозом в страну оружия, боеприпасов, наркотических и психотропных веществ, печатной продукции, кино, — фото, — аудио,-видеоматериалов, направленных на пропаганду фашизма, возбуждения социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Для решения такой задачи таможенные органы периодически организуют 100% -ный досмотр воздушных судов и прибывающих на них пассажиров, ручной клади и багажа.

 

Проверка правильности тарифной классификации, определения стоимости товаров, их происхождения и сведений об освобождении от таможенных платежей, представленных в таможенной декларации, составляет большую, но рутинную часть стандартного таможенного оформления, входящего в функции КТК МФ РК. Этот процесс вынужденно происходит в условиях ограниченного времени и выполняется сотрудниками таможни, прошедшими только самую базовую подготовку. Не производятся ни дальнейшие проверки, ни более детальные инспекции старшими по рангу и более опытными сотрудниками, ни ревизии книг бухгалтерского учета и иной документации экспортеров и импортеров.

 

Необходимо обратить внимание, что хотя сотрудники таможни и понимают значение правильного начисления таможенных платежей на основе достоверной тарифной классификации и определения стоимости товаров, им слишком часто приходится полагаться только на собственные знания и опыт. Отмечая этот факт, необходимо в то же время признать, как уже говорилось выше, что КТК как таможенная служба создано совсем недавно. Подготовка сотрудников таможенной службы ограничивается рамками самого общего курса, который проводится сразу после их приема на работу. Лишь у небольшой части персонала опыт работы в таможенных органах превышает три-четыре года, а многие работают менее года.

 

В большинстве стран, где таможенная служба отвечает современным требованиям, уже давно признано, что вопросы проверки достоверности представленных данных о тарифной классификации, стране происхождения, освобождении от таможенных платежей и стоимости товаров достаточно сложны, чтобы оправдать прием на работу специалистов, в обязанности которых будет входить тщательный контроль выборочных таможенных деклараций на импортируемые товары после их выпуска. Если в ходе такой проверки выявляется недоплата таможенных пошлин и налогов, то производится взыскание недоплаченных сумм, а также пени или штрафов, согласно установленному порядку. Или же может быть принято решение о выездной проверке торговой фирмы, чтобы провести полный аудит и выяснить, является ли недоплата налога единичным случаем или, возможно, это часть систематических фальсификаций, за которыми скрывается гораздо больший объем неплатежей в бюджет. Такая послетаможенная проверка является частью общей стратегии контроля.

 

Проверка достоверности представленных данных о тарифной классификации, стране происхождения и стоимости товаров по-прежнему рассматривается как важный компонент системы обработки таможенных деклараций, поскольку ее результаты можно соотнести с имеющимися на этот период фактическими данными, включая результаты физического досмотра товаров. Однако эффективная стратегия контроля должна также учитывать важность тщательно разработанных процедур послетаможенной проверки.

 

Эффективность такого контроля подтверждается опытом работы таможенной службы США и Канады. Подобные проверки выполняют специалисты по импорту или индивидуальными группами товаров, которые работают в региональных таможенных органах или главном таможенном управлении. Обычно они объединены в группы по типу товаров.

 

Существует очевидная необходимость в разработке системы послетаможенного контроля для таможенных органов, чтобы обеспечить более высокий уровень соблюдения таможенного законодательства и мобилизации бюджетных поступлений. Вопрос заключается в том, как добиться оптимальной организации этой деятельности.

 

Подобные подразделения должны создаваться на региональном уровне, укомплектовываться на основе тщательного подбора кадров, с учетом их опыта, технических знаний и мотивации. Для привлечения к этой работе лучших сотрудников важно придать членам групп послетаможенного контроля более высокий статус и обеспечить более высокий уровень заработной платы, чем у сотрудников, занятых стандартными операциями. Эти меры повысят престиж членов группы среди коллег и, можно надеяться, создадут, по сравнению с нынешней ситуацией, более высокий уровень преемственности кадров. Это может также дать стимул другим сотрудникам таможни для повышения квалификации и получения соответствующих навыков.

 

Потребуется разработать специальные системы отбора деклараций, а также импортеров и экспортеров для проведения их тщательных проверок и ревизий. При этом на начальном этапе придется опираться на экспертную (произведенную «вручную») оценку факторов риска. К группам риска, в частности, можно отнести разряды тарифов с высокой степенью риска, также товары, стоимость которых часто занижается, и товары, поступающие из регионов, где их происхождение является сомнительным, а также товары и импортеры, подлежащие освобождению от таможенных платежей. Организация групп послетаможенного контроля должна предусматривать индивидуальную работу сотрудников в качестве специалистов по нескольким разделам тарифа, несущих ответственность за надлежащее соблюдение таможенных нормативов в данной области. Такие специалисты осуществляют отбор и проводят работу с выбранными импортерами и экспортерами. Позже, когда эти группы приобретут больший опыт, они смогут добиться высоких результатов, осуществляя массированные проверки заданных разделов тарифа или деклараций из определенных стран (например, с целью проверки достоверности информации о происхождении товаров). Подразделения должны иметь достаточное количество экземпляров ГС, пояснений к ГС и вспомогательных материалов для определения стоимости товаров, включая доступ в сеть Интернет.

 

Несмотря на то что сотрудники, работающие в подразделениях послетаможенного контроля, имеют четко определенные индивидуальные области основной деятельности, за которую они несут ответственность, они должны также учиться совместной работе и оказывать помощь друг другу. Например, предполагается, что сотрудник, ответственный за раздел тарифа, к которому относятся товары, облагаемые высокой пошлиной, будет работать в тесном контакте с экспертом по определению стоимости товаров, поскольку в этой области высока вероятность случаев недоплаты таможенных пошлин и мошенничества. В таких случаях, если декларации и сопроводительные документы оказываются в порядке, может быть оправдано посещение импортера и проведение ревизии его бухгалтерских книг и учетных документов. Если из учетных документов видно, что проверяемый участник внешнеэкономической деятельности регулярно ввозит товары, и что высока вероятность ошибок или фальсификация данных, для проверки может потребоваться группа из двух или трех сотрудников. В такую группу должны входить специалисты, обладающие квалификацией в области методов ревизий, определения стоимости товаров и классификации. Группа должна будет выработать согласованный план управления деятельностью, в котором будут четко определены цели, задачи и контрольные показатели, и регулярно отчитываться о проделанной работе.

 

Одним из самых эффективных способов отбора деклараций для проверки, а также назначения импортеров и экспортеров для проведения ревизий, является автоматизированный анализ факторов риска, который нашел применение в таможенной службе многих стран. Как указывалось выше, все декларации печатаются с дискет, представленных импортерами и экспортерами или их агентами. Для ведения учетных записей в компьютер также вводятся подробные данные по всем декларациям, и в настоящее время в системе имеется полная учетная информация со всех деклараций, поданных за последние два года. Это создает хорошую основу для разработки системы анализа факторов риска с целью ее последующего использования подразделениями послетаможенного контроля. Существующую систему следует дополнить автоматизированной системой поиска отдельных позиций деклараций, например, пакетом программ, обеспечивающим работу с базами данных. Это даст сотрудникам таможенных органов возможность выводить подробную информацию по декларациям, поданным конкретным участником внешнеэкономической деятельности, или обо всех импортерах и экспортерах, использующих товары определенной рубрики классификации, об импорте из конкретной страны или о товарах с определенными таможенными льготами и т.д. Если сотрудники подразделения послетаможенного контроля сумеют правильно использовать этот инструмент, они получат неоценимую помощь как в выявлении неверно заполненных деклараций, так и при оценке размера недоплаты пошлин и налогов по прошлым импортным операциям.

 

После проверки имеющихся данных иногда требуется запросить у импортера дополнительную информацию. Например, по вопросу о цене сделки может понадобиться определить общую сумму внесенного или будущего платежа; выяснить, включены ли в условия продажи плата за перевозку груза и страховые платежи; а в случае, если покупатель и продавец связаны между собой, — оказало ли это влияние на цену сделки. Чтобы получить ответы на все возможные вопросы, касающиеся тарифной классификации, может потребоваться специальная техническая документация.

 

При проверке деклараций сотрудники таможни, ответственные за такую проверку, должны иметь в своем распоряжении определенную информацию. Требуемая информация включает ретроспективные данные по импорту, объединенные по странам, импортерам или экспортерам. Кроме того, могут также оказаться полезными и источники информации более общего характера, такие как обзоры состояния рынка, технические справочники и издания по внешнеторговой деятельности. Информация обычно группируется по импортерам, экспортерам, стране происхождения или на основе сочетания этих критериев.

 

Данная информация может вручную вноситься в справочник и использоваться на бумажном носителе или храниться в электронной автоматизированной системе. Оба этих способа хранения и представления информации используются достаточно часто. Ретроспективные данные по декларациям, как правило, хранятся в компьютерной системе, а другие типы информации, например, технические справочники, существуют в виде книг и пособий на бумажном носителе. В рамках данной задачи может требоваться хранение следующих видов данных: копии таможенных деклараций, копии коммерческих счетов-фактур, прейскуранты, корреспонденция, технические спецификации, аудиторские отчеты, финансовые отчеты, образцы, копии контрактов и агентские соглашения. При всей полезности данной информации, ее эффективное использование при проведении контроля возможно только при условии постоянного обновления. В обязанности центрального аппарата таможенной службы входит обеспечение сбора данных и определение типа информации, направляемой местным таможенным органам.

 

Таможенное законодательство Республики Казахстан предусматривает освобождение от такой формы таможенного контроля, как таможенный досмотр, только при наличии перечня лиц, товаров и транспортных средств, освобождаемых от таможенного контроля.

 

Совершенствование таможенного оформления в Республике Казахстан заключается в сокращении времени основного таможенного оформления в отделе таможенного оформления и улучшение условий работы других подразделений таможни «Семей» и государственных органов, принимающих отношение при таможенном оформлении.

 

Для сокращения времени таможенного оформления и упрощения таможенных процедур необходимо наладить работу по взаимодействию с учреждениями Госстандарта на местах. Существуют проблемы, возникающие при таможенном оформлении товаров, подлежащих обязательной сертификации.

 

Так, выдачу сертификатов соответствия на безопасность продукции усложняет тот факт, что на определённые товары, которые подлежат обязательной сертификации, лабораторная экспертиза производится не во всех городах Республики Казахстан.

 

Одним из проблемных вопросов является нежелание руководителей территориальных органов сертификации сотрудничать с таможенными органами, местными исполнительными органами и участниками ВЭД, что затрудняет таможенное оформление по принципу «день в день».

 

Целесообразно было бы выделить дополнительные штатные единицы в таможне, в обязанности которых будет входить тщательный контроль выборочных таможенных деклараций на импортируемые товары после их выпуска. Если в ходе такой проверки выявляется недоплата таможенных пошлин и налогов, то производится взыскание недоплаченных сумм, а также пени или штрафов, согласно установленному порядку. Или же может быть принято решение о выездной проверке торговой фирмы, чтобы провести полный аудит и выяснить, является ли недоплата налога единичным случаем или, возможно, это часть систематических фальсификаций, за которыми скрывается гораздо больший объем неплатежей в бюджет. Такая послетаможенная проверка является частью общей стратегии контроля.

 

Для справки:Таможенный союз (ТС) создаваемый Казахстаном, Беларусью и Россией начал свою работу с 1 июля 2011 года.

 

 

 

В работе использованы материалы из сети Интернет.

1 комментарий
  1. Очень трудная работа у таможенников.Сколько всего нужно знать. а то что и знаешь правильно применять.

Оставить отзыв