Выбрать страницу

Прогнозирование и стратегическое планирование деятельности предприятия как важнейшая функция управления хозяйствующим субъектом

Отказ от тотального планирования экономики и переход к рыночной системе хозяйствования требуют формирования четкой и принципиально новой парадигмы развития предпринимательского сектора национального хозяйства России. Социально ориентированная рыночная экономика требует способности совершенстве оперировать всем имеющимся у предприятия потенциалом (материально-ресурсным, научно-техническим, организационным и интеллектуальным).
Обострение конкурентной борьбы и стремление захватить, как можно большую долю рынка побуждают предприятия кардинальным образом изменить подход к важнейшей функции управления хозяйствующим субъектом — внутрифирменного планирования. При этом закономерным и логичным в контексте сказанного является осознание неизбежной необходимости сочетания финансового (бюджетного) и среднесрочного и стратегического планирования.
Современная экономическая наука различает долгосрочное и стратегическое планирование деятельности предприятия. Между ними существует принципиальное различие. Долгосрочное планирование базируется на «инерционности» экономических процессов, и простой экстраполяции на будущее выявленных тенденций. Для выполнения долгосрочного плана необходим постоянный прогресс системы, для которой разрабатывается план. В основном долгосрочные планы ориентируются на желаемый результат, принимая его в качестве неоспоримой данности.
В противоположность долгосрочному планированию, стратегическое планирование является процессом осуществления совокупности систематических и согласованных работ по определению долгосрочных целей и направлений деятельности предприятия. Оно предусматривает обязательный учет экономической неопределенности и альтернативности развития событий.
Стратегическое планирование требует исследования перспектив конкретного предприятия, выявление тенденций и закономерностей, а также ситуаций, которые могут отрицательно или положительно повлиять на деятельность хозяйствующего субъекта. Стратегическое планирование методологически ориентированное на разработку средств, которые должны обеспечить устойчивое долгосрочное управление и снизить вероятность принятия неуместных решений. Назначение стратегического планирования заключается в том, чтобы сделать оперативные, текущие управленческие решения научно обоснованными в условиях экономической неопределенности и нестабильности внешней среды существования предприятия.
Процесс разработки стратегического плана деятельности предприятия имеет протекать с обязательным учетом вероятностного характера экстерна тук изучением изменения человеческих ценностей и мотивов поведения.
Поэтому стратегическое планирование следует рассматривать в первую очередь как инструмент выработки целей, достижение которых приближает желаемый результат. Оно базируется на прогнозных оценках, поскольку лишь прогноз позволяет в значительной мере осуществлять такую важную функцию планирования, как предвидение, основанное на научном анализе действительности.
Реальность и эффективность стратегического плана достигается при соблюдении следующих основных требований к стратегическим целям:

    1) конкретность;
    2) измеримость;
    3) четкая ориентированность во времени;
    4) достижимость;
    5) сбалансированность;
    6) ресурсообеспеченность;
    7) однонаправленность;
    8) ресурсообеспеченность.

Целесообразным является разработка не одного «жесткого» варианта плана, а нескольких: минимального, оптимального и максимального (в зависимости от того, на сколько, благоприятными будут условия функционирования предприятия).
Деятельности по планированию должен обязательно предшествовать комплекс прогностических мероприятий, направленных на практические потребности. Только в этом случае план будет обоснован количественно и качественно
Прогнозирование и планирование должны осознаваться не как одномоментный процесс, а как явление сложное и динамичное. Предприятие должно осуществлять исследования экономической ситуации на основании непрерывного обработки информации. Это является залогом точности прогноза и осуществимости плановых заданий.
Эффективность управления значительно снижается при отсутствии прогнозов и планов. Экономической науке известны определенные альтернативы планово-прогностической деятельности: принцип «может произойти что угодно», принцип «славного прошлого», принцип «прогнозирования сквозь шоры», принцип «решительных действий», принцип «действий под руководством гения». Однако указанные принципы не способны обеспечить стабильности развития предприятия. Они уступают традиционным и более точным методам прогнозирования и планирования, при которых предсказания основывается на использовании общепринятого инструментария и может быть проверено любым квалифицированным специалистом.
Как уже отмечалось, для получения желаемых результатов в условиях зарождения и совершенствования рыночных процессов предприятие обязано максимально эффективно использовать имеющийся потенциал. Любые попытки заменить достаточно обоснованные планы интуитивными методами управления с одновременным отказом от использования научного подхода к предвидению в процессе принятия руководством тактических и стратегических решений рано или поздно приводит к отрицательным результатам.