Выбрать страницу

В условиях экономического кризиса эффективность деятельности отечественных предприятий зависит от многих факторов, действующих в сфере хозяйствования. Ряд факторов, влияющих на внутреннюю и внешнюю среду предприятия, порождают неопределенность и нестабильность в хозяйственной деятельности, что негативно влияет на функционирование предприятия в целом. Непредсказуемость экономических процессов, рост налогового давления, усиление конкуренции на рынке, а также снижение платежеспособности отечественных потребителей и, соответственно, объемов сбыта продукции в итоге обусловливают необходимость разработки комплексного и адекватного механизма управления предприятием.
Именно поэтому, основной задачей современных субъектов хозяйствования является анализ внутреннего и внешнего потенциала, эффективность использования которых непосредственно влияет на конечный результат деятельности предприятия.
Рыночный потенциал предприятия формируется и подвергается воздействию изменчивых и неопределенных внешних факторов. В связи с этим есть необходимость в достоверной информации о внешней среде, т.е. встает вопрос о необходимости оценки состояния имеющегося рыночного потенциала предприятия и эффективности его использования.
В результате исследований установлено, что оценку и поиск неиспользованных резервов использования рыночного потенциала предприятия эффективно осуществляется на основе маркетингового аудита, который позволяет разработать систему рекомендаций для повышения показателей рыночной деятельности предприятия.
Итак, маркетинговый аудит — это комплексная оценка показателей деятельности предприятия на рынке путем системного, всестороннего и независимого анализа рыночных ситуаций с целью изучения реального положения и разработки рекомендаций по проведению эффективных маркетинговых мероприятий.
Маркетинговый аудит может проводиться следующими способами: самоаудит, аудит со стороны вышестоящих подразделений, аудит со стороны специально аудиторского подразделения, аудит специально созданной для этой цели группой и внешний аудит.
Исходя из вышеназванных способов маркетингового аудита, возникает вопрос: какой из способов более целесообразен для руководства — создать собственную службу, то есть проводить самоаудит или обратиться за помощью к внешним субъектов. Для ответа на этот вопрос необходимо проанализировать преимущества и недостатки данных способов маркетингового аудита.
Преимуществами внешнего маркетингового аудита являются: наличие специальных знаний внешних аудиторов, которыми обладают работники предприятия; новизна и гибкость рекомендаций; независимость от руководства и возможность объективной оценки; опыт решения подобных проблем. Однако, основным недостатком считается высокая стоимость указанных услуг.
Относительно преимуществ самоаудиту (собственный структурное подразделение), то основными являются: конфиденциальность информации — она не выходит за пределы предприятия, полная информация о предприятии без затрат времени на изучение ситуации и сбор исходной информации; меньшие затраты на оплату оказанных услуг и др..
Несмотря на данные преимущества самоаудиту, целесообразнее в некоторых ситуациях для предприятия привлечь внешних экспертов для решения конкретной проблемы, поскольку включение в штат новых специалистов или обучения существующего персонала, как правило, требует много времени и может оказаться в конечном итоге неэффективным.
Установлено, что разовое проведение оценки состояния рыночного потенциала и эффективности его использования не является достаточно эффективным, поскольку единичные исследования характеризуются случайностью рассматриваемых хозяйственных ситуаций и не подтверждают достоверность выявленных изменений и тенденций. Поэтому, считаем, только постоянный мониторинг имеющихся рыночных возможностей и оценка уровня их использование позволит выявить неиспользованные резервы и повысить эффективность хозяйствования субъекта в целом.
Ясно то, что действенность и эффективность проведения маркетингового аудита на отечественных предприятиях в итоге приведут к росту спроса на указанные услуги и, соответственно, сформируют новый толчок в дальнейшем развитии аудита.
Так, на сегодняшний день основными услугами, которые предоставляются отечественными аудиторскими фирмами, являются:
аудит финансовой отчетности, т.е. подтверждение ее достоверности;
услуги по соблюдению налогового законодательства, т.е. организация и ведение налогового учета, составление налоговой отчетности, консультационно-правовое сопровождение налоговых проверок;
комплексное бухгалтерское обслуживание, то есть услуги по непрерывному ведению учета хозяйствующего субъекта (аутсорсинг);
консультационные услуги — бухгалтерское и налоговое консультирование, организация и проведение тренингов, семинаров, аудиторской экспертизы и т.д..
Поэтому для аудиторских фирм такой вид аудита как маркетинговый значительно расширяет вид услуг, ими предоставляемых и сферу их применения. Поскольку маркетинговый аудит охватывает не только исследование финансово-имущественного состояния предприятия, но и предусматривает оценку состояния рынка и тенденций поведения его участников. Для субъектов хозяйствования это дает возможность получить квалифицированную оценку и достоверную информацию о возможностях предприятия эффективно использовать свой имеющийся экономический потенциал.
Считаем, широкое применение маркетингового аудита позволит адаптировать имеющийся потенциал отечественных предприятий к рыночным изменениям и преодолеть негативные последствия экономического кризиса, а сформирован спрос на указанные услуги способствует развитию аудиторской деятельности, повышению качества проверок и, соответственно, снижению их стоимости.