Выбрать страницу

Совмещение профессий, специальностей и трудовых функций как элемент улучшения организации труда и системы управления персоналом на предприятии

Увеличение доходности, оптимизация накладных расходов, периоды отпусков и случаи освобождения, первые шаги в развитии и реорганизации предприятия сопровождаются необходимостью совмещения одним и тем же работником различных функциональных обязанностей.
Предприятие, которое хочет развиваться в условиях рыночной борьбы, обостренной конкуренции должно совершенствовать свою систему управления, используя функциональное совмещение работников как элемент экономии ресурсов, взаимозаменяемости персонала, развития корпоративной культуры и быстрой адаптации к изменяющейся внешней среде.

Конечно, специализация имеет преимущество над универсальностью в том, что позволяет достичь более высоких и конкретных результатов. Но специализация является прямой противоположностью совместительству, так как достигается не объединением обязанностей, а их разделением. Такой выбор для предприятия является более дорогим — необходимо привлекать больше работников, чаще повышать их уровень знаний, сложнее мотивировать. Однако результаты специализированного труда легче контролируются, оцениваются, корректируются, то есть управляются.
Развивая направление совместительства на предприятии, необходимо очень тщательно разработать систему мотивации персонала. Несоответствие принципов мотивации и стимулирования различных функциональных обязанностей при их сочетании является ошибкой, которая приведет либо к де мотивации работника выполнять данные задачи, а это в свою очередь — к некачественному результату, или к прямому протеста.

Выбирая сочетание функций для работника, необходимо также обратить внимание на различие ритма выполнения обязанностей, форму приведения результата, использование различного измерения. Есть занятость работника в трудовой день, кроме основных и дополнительных обязанностей, требует привлечения таких факторов, как перенастройка сознания и оборудования, психологическая переориентация и техническая концентрация.

Сочетание функциональных обязанностей должно иметь сезонность, которая не совпадает друг с другом, находится в противофазе, или, хотя бы, не имеет частых пиковых нагрузок, чтобы избежать физического перенапряжения.

Поэтому при организации совместительства необходимо проследить весь управленческий цепочку снизу вверх, чтобы исключить случаи столкновения функциональных интересов работников и целых структур.

Руководителю предприятия нужно контролировать процесс функционального совмещения, чтобы предотвратить безответственности работников за результаты труда, хаоса в управленческой иерархии, невыполнение поставленных задач. Варианты оптимального функционального совместительства, их последствия и оптимальные результаты возможны только в среде, где четко регламентируются права и обязанности работников.

При принятии решения о сочетании различных функциональных обязанностей работниками следует учитывать следующие моменты:

— Распределение функций и их последствия для развития предприятия, сложившихся исторически;

— Различия различных функциональных обязанностей в системе компенсации, стимулирования и мотивации;

— Физические возможности работников, ограниченность рабочего дня;

— Затраты времени, сил и эмоций на перенастройки работников при подготовке к выполнению всех обязанностей;

— Организационную структуру, иерархию взаимодействия и подчиненности;

— Сезонные нагрузки, ритм соединительных работ.

Итак, перспективным направлением для улучшения организации труда и повышения его производительности является совмещение профессий, под которым понимается выполнение работником функций и работ, относящихся к различным профессиям.