Выбрать страницу

Республика Казахстан обладает крайне невыгодным транспортным положением, это обусловлено тем, что:

• Казахстан не имеет доступа к морям и океанам;
• Практически все экспортные пути Республики находятся под контролем других стран;
• Транзитные пути, проходящие через Казахстан или не слишком важны или находятся под контролем стран, гораздо более влиятельных, чем Казахстан.

В настоящее время по Казахстану проходят сформированные на основе четыре международных транспортных коридора:
1. Северный коридор — Трансазиатская железнодорожная магистрали (ТАЖМ): Западная Европа — Китай, Корейский полуостров и Япония через Россию и Казахстан (на участке Достык — Актогай — Саяк — Моинты — Астана — Петропавловск (Пресногорьковская);
2. Южный коридор ТАЖМ — Юго-Восточная Европа — Китай и Юго-Восточная Азия через Турцию, Иран, страны Центральной Азии и Казахстан (на участке Достык — Актогай — Алматы — Шу-Арысь — Сарыагаш);
3. ТРАСЕКА — Восточная Европа — Центральная Азия через Черное море, Кавказ и Каспийское море (на участке Достык — Алматы — Актау);
4. Коридор Север-Юг: Северная Европа — страны Персидского залива через Россию и Иран с участием Казахстана на участках: морской порт Актау — регионы Урала России и Актау — Атырау.

Активно строятся новые международные магистрали, которые послужат основой для будущих транспортных коридоров, это:

• Автодорога «Западная Европа – Западный Китай»
• Железная дорога Узень-Гурган (Казахстан-Туркмения-Иран)
• Отдельный отрезок железной дороги Хоргас-Жетиген, позволяющий существенно сократить Южный коридор ТАЖМ.
Основными маршрутами транзита являются следующие направления:
• Китай – Россия – Европа, включающее в себя поднаправление Средняя Азия — Китай (активно развивающееся новое направление, но уже включающее в себя железную дорогу, автодорогу, нефте- и газопроводы);
• Средняя Азия – Россия (традиционный еще с СССР транспортный коридор);
• Россия — Иран (новое направление, пока будет состоять из железной дороги и автодороги)

Наиболее перспективно первое направление из-за нарастающего сотрудничества с Китаем, роста СУАР в целом и проблем на традиционных морских путях в Индийском океане.
В целом, по расчетам использование потенциальных транзитных возможностей коридоров по основным видам транспорта даст следующие преимущества (слегка устаревшие данные):
Потенциал развития

Однако на перспективы транзита сильно влияют проблемы транспортного комплекса Казахстана:
• Мало железнодорожных станций, которые бы осуществляли операции с контейнерами.
• Слабо развита придорожная инфраструктура (склады, таможенные терминалы, гостиницы, АЗС).
• Дорожная сеть не всегда рационально расположена, а в Западном Казахстане крайне неравномерна распределена. Покрытие дорог слабо выдерживает тяжелогруженые прицепы.
• Только небольшая доля аэропортов могут принимать тяжелые воздушные суды.
• Стоимость обслуживания в аэропортах высока даже по мировым меркам.