Выбрать страницу

Основная идея — единая точка доступа к поддержке полного цикла экспортной операции.

Экспортер в своем регионе получает контакт специалиста, который будет являться его персональным ассистентом по вопросам организации экспортных поставок. Также, при необходимости (желании экспортера) организовываются очные консультации. Данный специалист, обеспечивает консультирование, и оказывает помощь в разрешении проблем в осуществлении экспортной деятельности. В части вопросов, выходящих за пределы России, с экспортером работает другой специалист, находящийся в стране торгового партнера.

Персональный ассистент также организовывает поддержку экспортной деятельности компании:

—         помогает в построении экспортной стратегии,

—         организовывает поиск деловых партнеров, переговоры,

—         консультирует по всему комплексу вопросов организации экспортной поставки,

—         помогает в использовании мер поддержки экспорта.

 

 

Примером может быть Торговая служба США, с ее развитой сетью представительств в стране, и за рубежом. Данный сервис особенно необходим в России с учетом неразвитости законодательства и сложности административных процедур. В отсутствии информированности обо всех аспектах сложного российского законодательства, российские компании зачастую предпринимают много лишних усилий, а результат работы может быть совершенно непредсказуем. Необходим либо очень большой опыт, либо значительные затраты на ведение экспортной деятельности. Соответствующие риски отпугивают малый бизнес от идеи начала экспортной деятельности.

Другим вариантом данного сервиса — является единое окно для экспортеров, где можно решить любую проблему касательно ведения экспортной деятельности. Одна из важнейших проблем в поддержке экспорта в России — координация органов власти. В регулировании внешнеэкономической деятельности участвуют около десятка федеральных органов власти. Функции по поддержке экспорта лежат на Минпромторге России, который лишь выдает экспортные субсидии и организовывает поддержку участия в зарубежных выставках. Минэкономразвития России курирует торгпредства, занимается международной деятельностью,  проблемами и ограничениями доступа российских товаров на внешние рынки, разрабатывает меры поддержки ВЭД малого бизнеса. Финансы у Минфина России. У МИДа — посольства (торгпредства у нас чуть более чем в 50 странах). ФТС России подчинена напрямую Правительству, а региональные органы власти, оказывающие поддержку экспортерам в регионах, не подчинены федеральным. Координацию деятельности по поддержке экспорта осуществляет Правительственная комиссия по экономическому развитию и интеграции, на которую возложено огромное число задач.

За рубежом это, как правило, специализированные совещательные органы, вкупе со специализированными структурами по поддержке экспорта. В США — Комитет по содействию торговле и Торговая служба. В Канаде — Сборная Канады, задачи которой — продвижение внешней торговли, и т.д. Но России целесообразнее ориентироваться на опыт схожих по географическому типу, развитых стран — США и Канады.

Особенно серьезно работа по совершенствованию законодательной базы и административных процедур в сфере ВЭД идет с 2009 года – начала работы по созданию Таможенного союза. Но прорывных результатов мы пока не добились, и будем еще добиваться как минимум несколько лет. А эффективно поддержать экспорт необходимо уже сейчас, и как можно скорее.

Реализовать данный сервис можно путем создания в России собственной торговой службы. Однако ее создание на зеленом поле тоже займет значительное время. Поэтому, самым оперативным способом ее реализации сейчас будет использование работающей организационной инфраструктуры, выделение специалистов из существующих государственных структур (объединений предпринимателей и др.):

—         региональных органов власти (региональных подразделений объединений предпринимателей, специализированных коммерческих структур) – торговые ассистенты в регионах;

—         ФТС России и ее региональных представительств — представители торговой службы в таможенных органах, как в наиболее проблемной зоне;

—         Минсельхоза России, Россельхознадзора – поддержка сертификации сельхозпродукции за рубежом;

—         Минэкономразвития России – координация работы, аналитический аппарат, международная деятельность;

—         торговых представительств в иностранных государствах и посольств (зарубежных представителей российского предпринимательского сообщества) – торговые ассистенты в иностранных государствах.

То есть, ассистентами также могут быть наемные профессионалы в сфере ВЭД, а представителями в органах власти могут быть специалисты из объединений предпринимателей, и скорее всего есть еще варианты.

Победить коррупцию будет на много легче внутри бюрократического аппарата.

Представители торговой службы смогут сформулировать самые актуальные и выверенные предложения по изменению законодательства, и мерам развития экспорта.

Можно также создать некую квазиструктуру внутри системы органов власти, даже в форме межведомственного рабочего органа. Главное – обеспечить ее целостность и качественную взаимосвязь структурных элементов.

И конечно же, чтобы обеспечить эффективную работу данного института, его необходимо наделить большими полномочиями.

Деятельность торговой службы должна быть направлена на содействие экспортной деятельности российских компаний, организацию выставок и ярмарок, информационное обеспечение и проведение консультаций для экспортеров, организацию и частичное финансирование их деловых поездок за рубеж и т.д.

Важная деталь, поддержка должна оказываться только в соответствии с приоритетами государства, и в первую очередь в целях диверсификации экспорта. Это такие товары как, машины, оборудование, высокотехнологическая продукция, товары конечного потребления, сельхозпродукция.