Выбрать страницу

Эффективное взаимодействие экономики России с мировым хозяйством возможно лишь при условии создания в стране высокоразвитого экспортного комплекса, структурные и функциональные характеристики которого должны определяться в контексте основных тенденций развития современного международного бизнеса, стратегических ресурсов развития страны и ее национальных интересов.

Практика развития современного международного бизнеса свидетельствует, что без эффективной системы управления невозможно обеспечить успех страны и ее предприятий в их борьбе за мирохозяйственные позиции. В наиболее развитых странах мира в решении проблемы конкурентоспособности предприятий активно используется потенциал так называемых «мета-ресурсов» (международный маркетинг, экспортный менеджмент, менеджмент персонала и организации), качество которых является определяющей для достижения целей их международного бизнеса.

Таким образом, особенно актуальными являются проблемы разработки теоретически правильных моделей и методико-практического инструментария управления экспортной деятельностью предприятия, совершенствование системы его организационно-экономического обеспечения, адекватные условиям транзитивной экономики.

На современном этапе развития отечественных предприятий очень актуальна разработка научно-методических основ управления экспортной деятельностью предприятия и совершенствование его организационно-экономического и методического обеспечения на основе решения следующих основных задач: раскрытие и уточнение экономической сущности экспорта как явления и процесса, определение его предпосылок (механизма запуска), структуры, факторов формирования и регуляторного механизма жизнеспособности, анализ теоретических основ управления экспортной деятельностью предприятия, раскрытие его особенностей как одной из функциональных подсистем менеджмента предприятия.

Итак, можно сделать следующие выводы: В условиях рыночной экономики отечественная система управления экспортной деятельности предприятий находится еще в процессе развития и имеет необходимый потенциал для превращения в важный инструмент экономического роста. На основе обобщения теоретических исследований и анализа практического опыта доказано, что при формировании концептуальной модели управления экспортной деятельности предприятия необходимо использовать методологию системного подхода к решению управленческих проблем. Среди основных элементов организационно-управленческого механизма экспортной деятельности предприятий можно выделить семь основных блоков, каждый из которых является относительно самодостаточной системой:

1) анализ причин и формирование целей выхода предприятия на внешний рынок,
2) анализ внутренней среды,
3) анализ внешней среды,
4) выбор предприятием формы выхода на внешний рынок;
5) формирование организационной структуры управления ОТД,
6) управления экспортной конкурентоспособностью предприятия;
7) оценка эффективности и результативности управления экспортной деятельности предприятия.