Организация сбора доходов на пассажирском транспорте

Функции по сбору доходов (выручки) от перевозок пассажиров выполняет служба сбора доходов транспортной организации.
В общем случае при значительном объеме работ в составе такой службы образуют структурные подразделения: билетную группу АТО или группу по продаже билетов на автовокзале; группу сбора и инкассации выручки; техническую группу; контрольную группу; бригады кондукторов (когда кондукторы организационно не входят в состав службы эксплуатации).

Билетная группа осуществляет приемку, учет, хранение и выдачу под отчет различных билетов и бланков квитанций. В состав этой группы входят старший билетный кассир и закрепленные за ним билетные кассиры и прочие работники, которым по характеру их работы требуются билеты и квитанции.

Поступающие в организацию бланки билетов и квитанций, являющиеся документами строгой отчетности, первоначально проходят через бухгалтерию, где зачисляются на забалансовые счета.
Учет производят по каждому виду билетов и квитанций раздельно с указанием номеров и количества поступивших документов, а для билетов также их номинальной стоимости. Поясные билеты учитывают по максимальной стоимости, обозначенной на их средней части. Для воинских билетов учет стоимости производится по условной стоимости. Заготовительная стоимость билетов (отпускная цена бланков, как типографской продукции) учитывается в соответствии со счетом-фактурой изготовителя на счете «Материалы». Учет билетов кассирами и прочими материально ответственными за хранение билетов лицами не допускается.

Прошедшие бухгалтерский учет билеты и квитанции передаются на склад билетов, где хранятся на стеллажах в упаковке изготовителя. Отпуск их со склада производится только старшему билетному кассиру АТО по предъявлении специального
требования, подписанного руководителем организации и главным бухгалтером. В требовании указываются наименование вида билетов (квитанций), их число, номера, номинальная и заготовительная стоимости.

Старший билетный кассир ведет билетную книгу в виде пронумерованного, прошнурованного и скрепленного печатью журнала, отдельные страницы-счета которого отведены для фиксации всех операций с билетами и квитанциями каждого вида и стоимости. В билетной книге указываются реквизиты: дата операции; вид и номер документа, явившегося основанием для совершения операции; серии и номера билетов (квитанций); приход, расход и остаток в штуках и по номинальной стоимости.

Билеты и квитанции хранятся в кассе у старшего билетного кассира подобранными по видам и номинальной стоимости в порядке очередности номеров. Число хранимых в билетной кассе билетов не должно превышать среднего недельного расхода их по организации.

Старший билетный кассир выдает билеты и квитанции под отчет билетным кассирам, кондукторам, водителям, кладовщикам камер хранения багажа, ревизорам и контролерам, другим лицам, работа которых связана с реализацией билетной продукции. Старший билетный кассир заносит в предъявленную подотчетным лицом учетную книжку и лицевой счет реквизиты выдаваемых из билетной кассы билетов и квитанций, выдает ему эти билеты и квитанции. В первый день работы подотчетному лицу старший билетный кассир выдает билетно-учетный лист. Остаток билетов и квитанций старший билетный кассир определяет ежедневно в конце смены и сличает данные учета их расхода с оставшимся у него в кассе запасом. По окончании смены старший билетный кассир на основании сделанных им записей в лицевых счетах оформляет суточный отчет на выданные билеты и квитанции с приложением справки об их движении. Суточный отчет является основанием для списания билетов по билетной книге. Ежемесячно старший билетный кассир составляет отчет о движении всех видов билетов и квитанций, направляемый в бухгалтерию с приложением лицевых счетов работников.

С каждым подотчетным лицом при поступлении на работу администрацией организации заключается договор о полной материальной ответственности за переданные ему билеты и квитанции. На каждое подотчетное лицо ежемесячно открывается регистрируемый бухгалтерией лицевой счет, в котором отражается движение переданных этому лицу учетных книжек, билетов и квитанций. Как правило, подотчетному лицу выдается запас билетов из расчета потребности не более чем на три рабочих дня. Нормы потребности в билетах устанавливаются руководителем организации. Остаток билетов у подотчетного лица по окончании работы может быть возвращен в билетную кассу, либо, при наличии технической возможности обеспечить сохранность билетов, оставлен у подотчетного лица для использования в следующую рабочую смену. Недостача билетов покрывается подотчетным лицом.

Билетный кассир, кладовщик камеры хранения, кондуктор или водитель, другое подотчетное лицо, получив билеты и квитанции, размещает их в своей кассе или сумке кондуктора.

В последующем, билетно-учетный лист выдается подотчетному лицу кассиром по приему выручки взамен сдаваемого билетно-учетного листа за предшествующую рабочую смену с соответствующей записью в учетной книжке работника.

Кассир автовокзала (пассажирской автостанции) принимает от пассажиров проездную плату, выдает им билеты и квитанции.
Номера и количество выдаваемых пассажирам билетов заносятся им в ведомость кассовой продажи билетов, книгу учета выдачи и возврата билетов. В конце смены кассир определяет число проданных и возвращенных билетов раздельно по всем их видам, в том числе по оставшимся и использованным корешкам поясных и воинских билетов, подсчитывает сумму выручки по каждому виду проездных документов и общую выручку. Испорченные бланки билетов учитываются особо.

Кондуктор или водитель по окончании каждого рейса записывает номера последних проданных билетов в билетно-учетный лист.
По окончании смены он подсчитывает выручку, расход и остаток билетов каждого вида в натуральном и стоимостном выражении.

По окончании смены кассиры и кондукторы подводят итоги работы в ведомостях кассовой продажи билетов и билетно-учетных листах и сдают выручку вместе с этими документами кассиру по приемке выручки.

Кладовщики камер хранения, ревизоры и контролеры, иные подотчетные лица в конце смены определяют выручку и взысканные суммы штрафов, оформляют их и сдают кассиру по приемке выручки.

Распространители билетов получают и развозят по пунктам реализации абонементные талоны и долговременные проездные билеты, либо продают их лично. Отчет о проданных билетах и выручку они также сдают кассиру по приемке выручки.

Билетная группа АТО или АВ осуществляет также учет и анализ реализации билетов по маршрутам, бригадам, видам сообщения, сезонам года.

Группа сбора и инкассации выручки осуществляет подсчет и приемку наличной выручки от кондукторов, водителей автобусов и автомобилей-такси, распространителей проездных билетов, кладовщиков камер хранения, штрафов от линейных контролеров, ведет учет выручки и производит ее сдачу в банковское учреждение. В крупных транспортных организациях для этого могут организовываться банковские пункты.

Кассир по приемке выручки принимает от подотчетного лица деньги и билетно-учетные документы (учетную книжку, билетно-учетный лист, ведомость кассовой продажи, отчет), проверяет правильность записей по расходу и остаткам билетов, подсчитывает передаваемую ему выручку и корешки билетов, а также бланки испорченных билетов, сверяет сумму выручки с записями в документах и дает расписаться подотчетному лицу в открытом листе.
Взамен сданного билетно-учетного листа или ведомости кассовой продажи билетов подотчетному лицу выдается новый документ с занесением соответствующих реквизитов в его учетную книжку.

В конце смены кассир по приемке выручки подсчитывает общую сумму принятых денег, сверяет ее с итогом записей в открытом листе и сдает старшему кассиру по приемке вместе с корешками поясных и воинских билетов, испорченными бланками билетов.

Старший кассир организации контролирует работу кассиров по приемке выручки, проводит сверку непрерывности «цепочек» записей порядковых номеров израсходованных билетов по данным билетно-учетных документов, выполняет таксировку полученных билетно-учетных документов и выясняет причины расхождений.

Во всех кассах и у всех подотчетных лиц ежемесячно проводят одну плановую и не менее одной внезапной проверки, в ходе которых выясняют соответствие наличия билетов и квитанций, выручки и записей в документации. Корешки использованных билетов хранят один год и уничтожают после ревизии при отсутствии замечаний.

В крупных транспортных организациях за билетными кассирами закрепляют бригады или звенья кондукторов и водителей. Графики работы билетных касс и касс приемки выручки устанавливаются сообразно со временем выезда подвижного состава на линию и возврата на предприятие. Число одновременно работающих билетных кассиров и кассиров по приемке выручки определяется исходя из критерия недопустимости возникновения больших очередей подотчетных лиц.

На автовокзалах и ПАС для продажи билетов пассажирам оборудуют билетные кассы. В зависимости от интенсивности пассажиропотока организуют кассы предварительной продажи билетов, кассы продажи билетов на отходящие автобусы, кассы матери и ребенка, воинские кассы, депутатские кассы (обычно располагают в депутатском зале), багажные кассы, кассы возврата билетов. При наличии нескольких касс должна быть обозначена касса, где размещается начальник смены. На пассажирских автостанциях оборудуют кассовые пункты.

Реализация билетов кассами производится в порядке общей очереди с внеочередным обслуживанием пассажиров ряда категорий. Соответствующее указание о внеочередном обслуживании вывешивается около окна кассы. Вне всякой очереди продаются билеты на отходящие автобусы. Время работы касс обозначается специальными надписями и устанавливается сообразно с изменением спроса по времени суток. В кассовом зале обеспечивается получение пассажирами визуальной и акустической информации о маршрутах, расписании движения автобусов, тарифах, наличии свободных мест на автобусы, правилах обслуживания пассажиров. В кассовом зале могут быть установлены автоматы по продаже билетов. Извлечение выручки из таких автоматов и закладка в них запаса денег для выдачи сдачи производятся бригадой специально назначенных кассиров.

Водители автомобилей-такси после окончания смены подсчитывают полученную выручку. Механик контрольно-технического пункта предприятия производит записи в путевом листе автомобиля-такси в соответствии с показаниями таксометра и спидометра, проверяет пломбировку таксометрового оборудования. После этого водитель сдает путевой лист и выручку.

Техническая группа осуществляет обслуживание, ремонт и наладку оборудования, используемого при сборе выручки: компостеров, билетопечатающих кассовых машин, автоматов по продаже билетов, касс-копилок в автобусах и проч. На таксомоторных предприятиях организуют звено или выделяют работника, в функции которого входит ремонт и обслуживание таксометрового оборудования. Пломбировку таксометрового оборудования (таксометр, фонарь «Свободен») производит комиссия, специально уполномоченная приказом по организации. К работе в технической группе на основании приказа по организации допускаются только специально подобранные и подготовленные работники.

Выемка контрольных лент и выручки из билетопечатающих машин и билетных автоматов, их ремонт, заправка билетными и контрольными лентами производятся в соответствии со специальными инструкциями, учитывающими особенности конструкции этих технических средств. Вынутые контрольные ленты хранятся так же, как корешки билетов.

В состав контрольной группы включают линейных ревизоров и контролеров. Эти лица осуществляют контроль за полнотой оплаты пассажирами, правильностью применения тарифов и предоставлением льгот при оплате проезда, соответствием номеров билетов у кондукторов и водителей записям в билетно-учетной документации, ведением этой документации на линии, включением таксометров при движении автомобилей-такси с пассажирами.

Бригады кондукторов формируют в составе 10…25 чел., из которых один кондуктор является бригадиром (старшим кондуктором). Бригадир организует работу бригады, принимает участие в составлении графика работы кондукторов.

Кондуктор при работе на линии должен иметь специальную сумку для хранения выручки и билетов. Сумка имеет несколько отделений для денежных купюр различного номинала и разменной монеты. Используемые катушки билетов укрепляются на ремне этой сумки посредством кронштейнов, совмещенных с приспособлениями для удобного отрыва нужного числа билетных купюр. При использовании кондуктором билетопечатающей машины сумка кондуктора используется только для хранения выручки. На конечных станциях маршрута может быть организована порейсовая приемка от кондукторов выручки, либо установлены индивидуальные сейфы для временного хранения в них кондукторами накопленной за смену выручки.

Распространители билетов служат передаточным звеном между транспортной организацией и пунктами продажи билетов (абонементных талонов, долгосрочных билетов) на территории населенного пункта. Распространители билетов, получив билеты в транспортной организации, развозят их по сети киосков, магазинов и прочих мест реализации, собирают выручку и привозят ее для сдачи на предприятие. Распространители билетов могут лично реализовывать билеты с лотков в специально установленных для этого местах.

В крупных городах, где имеется большое число муниципальных перевозчиков ГПТ, функции службы сбора доходов могут быть централизованы. Например, в системе «Мосгортранса» образовано государственное унитарное предприятие по сбору доходов.

Распространенным нарушением финансовых отношений при перевозках пассажиров является договоренность администрации ряда транспортных организаций с водителями о ежедневной сдаче фиксированной выручки и оставлением «у себя» остатка собранной суммы в качестве оплаты за труд. В данном случае не обеспечивается гарантия минимальной оплаты труда, и из-под обложения подоходным налогом выводятся значительные суммы. Отмечено, что в подобных случаях администрация обычно должным образом не контролирует водителей на линии, часто нарушаются установленные требования и права пассажиров. Другими типичными нарушениями являются продажа «левых» билетов с присвоением выручки, перевозка пассажиров без билетов при обслуживании в режиме маршрутного такси, перевозка пассажиров без включения таксометра. Борьба с подобными нарушениями осуществляется как органами внутреннего контроля перевозчиков, так и органами налоговой полиции, ряда государственных надзорных и контрольных служб

Мы будем рады и вашему мнению

Оставить отзыв