Выбрать страницу

Еще один современный теоретический подход — организационный, представленный О. Уильямсоном и Р. Коузом  в рамках теории трансакционных издержек. При применении этого подхода анализ естественной монополии смещается от рассмотрения технологических факторов к организационным. Основным постулатом теории трансакционных издержек является предположение о том, что чем выше уровень специфичности используемых активов, тем больше стимулов у экономических агентов организовывать трансакции внутри единой организации (фирмы), а не на рынке. Элементы сетевых структур в естественных монополиях характеризуются высокой специфичностью активов, означающей, что эти активы практически невозможно применить в другой сфере деятельности. Затраты в подобные активы необратимы: их нельзя использовать в другом виде деятельности и они ничем не компенсируются при выходе фирмы из отрасли. Эта теория широко используется для объяснения вертикальной интеграции. С точки зрения данного подхода отличительной чертой естественной монополии является вертикальная интеграция, включающая наличие сетевых структур. Таким образом, понятие естественной монополии применяется к вертикально интегрированным структурам.

В случае с аэропортами высокая специфичность активов и крупные специфические инвестиции в инфраструктуру являются факторами, объясняющими, почему основные виды услуг поставляются интегрированной монополией.

И если на Западе до 80 % прибыли аэропортов формирует неавиационная деятельность (гостиницы, рестораны, торговля, парковки и т. д.), то в России этот показатель по стране составляет 20 %. Основная доля средств авиакомпаний вкладывается в текущий авиатранспортный бизнес, а на восстановление и развитие принадлежащей компании инфраструктуры средств уже не хватает. Попытки привлечь инвесторов для развития наземной инфраструктуры сталкиваются с нерешенными проблемами, такими как: риск нецелевого использования средств, отсутствие прозрачности деятельности объединенного авиапредприятия, смешение двух бизнесов и т. д. Не говоря уже о том, что инвесторов в качестве объекта инвестиций интересует в первую очередь либо аэропорт, либо авиакомпания. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о наличии признаков естественной монополии у аэропортов.