Выбрать страницу

В ближайшие годы сформируются девять суперхабов — по три на каждый из регионов базирования крупнейших авиакомпаний мира. В качестве кандидатов — Лондон, Франкфурт и Париж в Европе; Чикаго, Даллас («Форт-Уорт») и Атланта в США; Токио, Сингапур и Гонконг в Азии.

Такой прогноз с учетом мест базирования ведущих членов трех крупнейших мировых альянсов авиаперевозчиков: Оneworld, SkyTeam и Star Alliance. Во время кризиса 2001-2002 гг., вызванного террористическими актами, на долю этих альянсов приходилось 55% мирового объема пассажирских перевозок, а их совокупные потери составили 20,4 млрд долл.

Успешность деятельности аэропортов напрямую связана с обслуживаемыми ими перевозчиками. Если взять 50 крупнейших аэропортов мира, то более чем в 75% из них на долю одного перевозчика приходится свыше 40% взлетов и посадок. В отдельных случаях этот показатель достигает 80%.

Во время резкого сокращения объемов перевозок в 2000-2002 гг. узловые порты США, замыкающие список 25 крупнейших, потеряли 12,8%, а лидеры рейтинга всего 6,3% своих перевозок.

Ситуация на рынке свидетельствует о том, что пассажиры не готовы платить лишние деньги за удобства при пересадке. Это приводит к таким изменениям в расписании рейсов узловых аэропортов, которые реализовала авиакомпания American в «Форт-Уорте» (Даллас) и недавно начала внедрять Delta в «Хартсфилде» (Атланта). Пассажиры гораздо охотнее идут на потерю времени, если перевозчики предлагают более низкие цены на билеты. Авиакомпании при этом получают возможность более гибко формировать свое расписание.

В связи со снятием суточных пиков возникает и другой вопрос: сколько же нужно хабов? Одним из способов их выживания является специализация на каком-либо направлении. Так, например, базовый аэропорт авиакомпании Iberia в Мадриде стал основным для ее рейсов в Южную Америку вместо более дорогого по услугам аэропорта в Майами. Austrian Airlines видит перспективу в организации рейсов из узлового аэропорта Вены в страны Восточной Европы.

Сокращение числа хабов является ключевым фактором, обусловливающим необходимость эксплуатации самолетов большой вместимости. Именно такие самолеты должны использоваться для полетов между сформировавшимися в результате концентрации аэропортами.

 В США объем международных перевозок между неузловыми аэропортами ежегодно сокращается в среднем на 4,9%, а между узловыми — растет на 6,7%.

 

Пассажиропотоки крупнейших аэропортов мира в 2009 г.

 Место

Город (код аэропорта)

Всего пасс.

Изменение (в % к 2008 г.)

1

АТЛАНТА (ATL)

79 086 792

2,9

2

ЧИКАГО (ORD)

69 508 672

4,4

3

ЛОНДОН (LHR)

63 487 136

0,2

4

ТОКИО (HND)

62 876 269

2,9

5

ЛОС-АНДЖЕЛЕС (LAX)

54 982 838

-2,2

6

ДАЛЛАС/»ФОРТ-УОРТ» (DFW)

53 253 607

0,8

7

ФРАНКФУРТ-НА-МАЙНЕ (FRA)

48 351 664

-0,2

8

ПАРИЖ (CDG)

48 220 436

-0,3

9

АМСТЕРДАМ (AMS)

39 960 400

-1,9

10

ДЕНВЕР (DEN)

37 505 138

5,2

11

ФЕНИКС (PHX)

37 412 165

5,2

12

ЛАС-ВЕГАС (LAS)

36 285 932

3,6

13

МАДРИД (MAD)

35 854 293

5,7

14

ХЬЮСТОН (IAH)

34 154 574

0,7

15

МИННЕАПОЛИС/»СЕНТ-ПОЛ» (MSP)

33 201 860

1,8

16

ДЕТРОЙТ (DTW)

32 664 620

0,6

17

НЬЮ-ЙОРК (JFK)

31 732 371

6,0

18

БАНГКОК (BKK)

30 175 379

-6,2

19

ЛОНДОН (LGW)

30 007 021

1,3

20

МАЙАМИ (MIA)

29 595 618

-1,5

21

НЬЮАРК (EWR)

29 431 061

0,7

22

САН-ФРАНЦИСКО (SFO)

29 313 271

-6,8

23

ОРЛАНДО (MCO)

27 319 223

2,5

24

ГОНКОНГ (HKG)

27 092 290

-20,0

25

СИЭТЛ (SEA)

26 755 888

0,2

26

ТОКИО (NRT)

26 537 406

-8,1

27

РИМ (FCO)

26 284 478

3,7

28

СИДНЕЙ (SYD)

25 333 508

4,0

29

ТОРОНТО (YYZ)

24 739 312

-4,6

30

ФИЛАДЕЛЬФИЯ (PHL)

24 671 075

-0,5

Примечание. В таблице указано общее число прибывших, отправленных и транзитных пассажиров.

 

 

Движение самолетов через крупнейшие аэропорты мира в 2009 г. 

 Место

Город (код аэропорта)

Всего

Изменение (в % к 2008 г.)

1

ЧИКАГО (ORD)

928 691

0,6

2

АТЛАНТА (ATL)

911 723

2,4

3

ДАЛЛАС/<ФОРТ-УОРТ> (DFW)

765 296

0,0

4

ЛОС-АНДЖЕЛЕС (LAX)

622 378

-3,6

5

ФЕНИКС (PHX)

541 771

-0,7

6

ПАРИЖ (CDG)

515 025

1,0

7

МИННЕАПОЛИС/<СЕНТ-ПОЛ> (MSP)

510 382

0,5

8

ЦИНЦИННАТИ/<ХЕВРОН> (CVG)

505 557

3,9

9

ЛАС-ВЕГАС (LAS)

501 029

0,8

10

ДЕНВЕР (DEN)

499 794

1,0

11

ДЕТРОЙТ (DTW)

491 073

0,0

12

ХЬЮСТОН (IAH)

474 913

4,0

13

ЛОНДОН (LHR)

463 650

-0,6

14

ВАН-НУЙС (VNY)

460 734

-7,6

15

ФРАНКФУРТ-НА-МАЙНЕ (FRA)

458 865

0,1

16

ФИЛАДЕЛЬФИЯ (PHL)

446 529

-3,6

17

ШАРЛОТТ (CLT)

443 394

-2,7

18

МАЙАМИ (MIA)

417 423

-6,5

19

АМСТЕРДАМ (AMS)

408 300

-2,1

20

НЬЮАРК (EWR)

405 808

-0,0

21

МЕМФИС (MEM)

402 258

0,9

22

СОЛТ-ЛЕЙК-СИТИ (SLC)

400 452

-1,6

23

ФЕНИКС (DVT)

389 307

-0,1

24

САНФОРД (SFB)

385 303

3,2

25

МАДРИД (MAD)

383 804

4,3

26

СЕНТ-ЛУИС (STL)

379 772

-13,1

27

НЬЮ-ЙОРК (LGA)

374 952

3,5

28

БОСТОН (BOS)

373 304

-4,8

29

ТОРОНТО (YYZ)

370 996

-3,2

30

ПИТСБУРГ (PIT)

361 329

-15,0

Примечание. Под движением самолетов понимается общее число взлетов и посадок.

 

 

В начале октября 2009 г. европейское отделение Международного совета аэропортов (ACI) подвело итоги работы европейских аэропортов за август 2009 г. Средний рост пассажиропотоков по сравнению с августом 2008 г. составил 4,9%. Максимальные темпы роста продемонстрировали небольшие аэропорты. Так, в группе 1 (свыше 25 млн пасс. в год) рост составил 3,4%, в группе 2 (10-25 млн) — 4,8%, в группе 3 (5-10 млн) — 5,7%, а в группе 4 (до 5 млн) — 7,9%. 

Тенденция опережающего роста аэропортов группы 4 наблюдается на протяжении всех трех летних месяцев. В частности, в июле пассажиропоток через аэропорты этой группы увеличился на 11,1% по сравнению с июлем 2008 г., а в июне этот показатель составил 10%.

Названы и лидеры по темпам роста количества обслуженных пассажиров. В группе 1 это: римский «Фьюмичино» (7,1%), мадридский «Барахас» (6,2%) и амстердамский «Скипхол» (5,1%). В группе 2 лидерами стали аэропорты Мюнхена (14,4%), Вены (14,0%) и лондонский «Стэнстед» (9,4%). В группе 3 самый высокий показатель у московского «Домодедово» (25,2%), аэропортов Праги (22,7%) и Штутгарта (14,4%). В группе 4 лидируют воздушные гавани Жироны (62,7%), Риги (56,3%) и Вильнюса (44%).

В качестве основной причины быстрого роста небольших аэропортов называют привлечение ими авиакомпаний-без-излишеств. Пожалуй, самый характерный пример — аэропорт Жироны, расположенный относительно недалеко от Барселоны и популярных средиземноморских курортов Каталонии.