Выбрать страницу

Вследствие изменений форм хозяйствования, совершенствование процессов, происходящих во внешней среде деятельности, перед организациями возникают многочисленные проблемы. Сегодня выживание и развитие организации в долгосрочной перспективе зависит от умения своевременно предвидеть изменения на рынке и соответственно адаптировать свою деятельность, меняя ассортимент продукции и услуг, формы обслуживания, сбытовую сеть, организационную структуру, другие элементы внутреннего потенциала.

В данной работе рассмотрим основные составляющие процесса внедрения стратегических изменений, типичные препятствия, встречающиеся на пути адаптации к факторы, мешающие «прощаться» с неудачными проектами и переходить к новым, а также практический опыт признанных мировых лидеров, которые стали таковыми именно поэтому , что в определенный момент не побоялись сделать «резкий поворот» в сторону новизны и неопределенности.

Стратегическое управление можно определить как систему управления организацией в условиях нестабильного, быстро изменяющейся среды, обеспечивает динамизм, адаптируемость и конкурентоспособность развития.

Говоря об изменениях в организации, мы имеем в виду решение руководителя, изменить одну или более внутренних переменных в организации, структуре, задачах, технологии и человеческом факторе.

По нашему мнению, изменения приводят к нововведениям, которые часто вызывают

— Оценку и изменение цели организации;

— Изменение структуры, т.е. распределения полномочий;

— Изменение техники, технологических процессов, конструкций изделий;

— Модификацию (изменение возможностей или поведения) работников;

— Изменение организации производственно-хозяйственной деятельности.

Изменения, происходящие в процессе функционирования предприятия делятся, на стратегические и тактические. Стратегические изменения на предприятии происходят как ответ на бурное развитие рынка (то есть внешние изменения) или они обуславливаются изменением целевых ориентиров предприятия и в отличие от тактических изменений касающихся всех аспектов его деятельности. Итак, можно выделить следующие типы стратегических изменений:

1. Изменения в предприятии, обусловлены выбранной стратегией (или ее корректировке в процессе реализации), могут быть по видам как частными, локальными, так и радикальными.

2. Изменения в предприятии, обусловлены кардинальными изменениями условий функционирования, по характеру относятся к радикальным.

При наличии достаточно широкого спектра концепций управления стратегическими изменениями в организации, общей чертой их является такая установка: обеспечение перехода организации в качественно новое состояние с помощью определенных средств, что является способом реализации совокупности стратегий («стратегического набора») организации. Отдельное место при этом занимает характеристика вариантов управления стратегическими изменениями, предложенная разными авторами. Так, известный специалист стратегического управления А. Буржуа рассматривает авторитарный, контролирующий, подходы на основе сотрудничества и посредством изменения организационной культуры, «чемпионский» подход.

Ниже перечислены наиболее важные трудности, возникающие в процессе осуществления стратегических изменений

— Процесс занимает больше времени, чем предполагалось;

— В процессе реализации возникают значительные проблемы, которые не были предусмотрены ранее;

— Координация различных сторон деятельности по осуществлению изменений оказалась неадекватной;

— Другие виды деятельности отвлекали внимание от выполнения решений;

— У исполнителей изменений не хватило знаний и опыта;

— Рядовые сотрудники оказались недостаточно подготовленными;

— Внешние объективные факторы внешней среды привели негативное влияние на реализацию изменений;

— Управление изменением со стороны высшего руководства оказалось недостаточно адекватным и др..

Таким образом, процесс воплощения стратегических изменений и управления ими в организации состоит из определенных стадий, которые можно назвать жизненным циклом изменений. Основным препятствием, стоящим перед руководителями и бизнесменами в процессе управления изменениями, является консерватизм неэффективных и устаревших проектов, от которых нужно как можно скорее отказаться для предупреждения будущих убытков и уменьшения их негативного экономического и психологического воздействия.

Важной составляющей процесса управления изменениями является создание креативной обстановки, которая бы обеспечила «генерирования перемен». При практическом внедрении изменений следует обращать внимание на факторы, ослабляющие организацию в период адаптации к изменениям. При этом на новый уровень должна быть выведена работа с персоналом, который составляет основу организации и определяет процесс внедрения стратегических изменений.