Выбрать страницу

Одним из видов внешнего контроля в системе публичной власти является общественный контроль, с помощью которого оценивается деятельность органов власти, предприятий, организаций и учреждений по предоставлению административных и социальных услуг населению, выполнение социальных программ. Характерной особенностью этого контроля является то, что он осуществляется непосредственными потребителями указанных услуг и их объединениями, которые организационно не подчинены органам власти.
Природа общественного контроля происходит от взаимоотношений власти и общества. Поскольку развитие общества происходит в условиях единства и борьбы противоположностей между социумом и государством, между стремлением к неограниченной свободы и необходимостью ограничений во имя организации общественной жизни, свою основную задачу общественная элита видит в обуздании автократической экспансии, а государственная элита — в обуздании охлократических тенденций социума [1, с. 337]. Путем сбалансирования этой системы сдержек и противовесов обеспечивается устойчивое развитие общества.
Главная цель общественного контроля — устранение и предупреждение причин, порождающих это несоответствие, обеспечения соблюдения объектами контроля соответствующих норм — писаных и неписаных. Кроме того, по мнению российской исследовательницы Е. Маштаков, задача общественного контроля состоит в том, чтобы не допустить действий контролируемых субъектов за пределами законности и правопорядка, предупредить возможные отклонения от намеченных целей, а также интересов общества и его субъектов, а в случае появления этих отклонений устранить их негативные последствия [2, с. 29].
Общественный контроль является не только неотъемлемой составляющей государственного управления и местного самоуправления, но и важнейшим фактором развития гражданского общества. Он нужен прежде всего самой публичной власти, чтобы повысить эффективность своей деятельности и обеспечить дополнительные меры ее защиты от захвата влиятельными политическими и экономическими группами. Кроме того, для своего успешного функционирования и развития власти остро нуждается постоянного согласования своих действий с общественными потребностями и интересами, которые выражаются населением как непосредственно, так и через институты гражданского общества. И общественный контроль является одним из основных средств такого согласования.
Общественный контроль является мощным фактором привлечения индивидуумов к демократическим групповых процессов, что позволяет им приобретать ценный опыт и навыков артикуляции и реализации собственных интересов в сочетании с интересами общества. С целью усиления общественной значимости общественного сектора как одного из институтов публичной власти, субъекты общественного контроля должны быть уполномоченными обращаться для представления и защиты прав общины в Конституционный Суд, Президента, органов исполнительной власти высшего уровня о признании тех или иных актов органов власти незаконными, неэффективными, нецелесообразными и их отмены. Не реагирование или ненадлежащее реагирование органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц на такие обращения субъектов общественного контроля должна предусматривать соответствующие санкции.
На сегодня, существует проблема недостаточной разработанности теоретических основ осуществления общественного контроля, что существенно затрагивает внедрение различных его форм в общественную жизнь. В частности, такие формы общественного контроля, как общественные слушания, общественная экспертиза, участие общественности в работе коллегиальных органов при органах власти вообще (за редкими исключениями) не имеют законодательно-процедурного обеспечения. А это нарушение норм Конституции фактически лишает общественность активно участвовать в управлении местными делами.
Принципиальным шагом к установлению четкого общественного контроля за властью является ее информационная прозрачность, открытость и доступность для граждан. В стране не должно быть ни для кого монополии на информацию, информация должна быть открытой для всех. Для этого в Интернете должны быть созданы сайты органов власти всех ветвей и уровней с размещением на них информации обо всех аспектах деятельности, в частности: проекты актов, принятые акты и информация о ходе их выполнения, результаты голосования на заседаниях (сессиях) соответствующего органа. При этом доступ к размещенным в Интернете сведений должен быть бесплатным, а информация — полной, исчерпывающей и постоянно обновляемой. Тем самым Интернет, по сути, создает принципиально новую среду в взаимовидносинах граждан, общества и государства.
Механизмы осуществления общественного контроля следует включить в уставы территориальных общин, регламенты деятельности местных советов и их исполкомов. Координацию осуществления общественного контроля на определенной территории и предоставления необходимой информационно-методической помощи общественным контролерам должен осуществлять соответствующее Общественный совет или специализированный независимый аналитический ресурсный центр. Результаты общественного контроля должны регулярно рассматриваться Уполномоченным по правам человека соответствующего уровня, а ежегодный доклад по результатам общественного контроля — представляться на рассмотрение соответствующего местного совета. Именно системный характер организации общественного контроля и четкое определение его процедур обеспечит его максимальную полезность и предотвращения возможной деструктивности.